logo
Гак_Теоретическая грамматика французского языка

§ 406. Коммуникативные (грамматические) категории предложения.

Они отражают различные стороны акта коммуникации. Их можно разделить на две группы:

Категории, ориентированные на говорящего:

1. Соответствие предицируемого признака действительности. Сюда входят: а) категория истинности (утверждение/отрицание признака, приписываемого субъекту); б) категория модальности в узком смысле термина в ее различных аспектах (возможность/действительность, уверенность/сомнение, желательность/нежелательность).

2. Структура акта речи, включающая: а) лицо речи; б) дейксис или локализацию, то есть обозначение элементов ситуации по отношению к участникам акта речи с позиции говорящего (пространственный дейксис и временной – категория времени/вида).

3. Категория эмотивности (восклицание и т. п.).

Категории, ориентированные на собеседника:

4. Категория целенаправленности высказывания, включающая субкатегории: повествование, вопрос, побуждение, пожелание.

5. Категория информативности (актуальное членение).

6. Категория речевой ситуативности, охватывающая: а) социальный аспект общения (формы вежливости и др.); б) функционально-стилистические модификации форм.

Отмеченные категории тесно взаимодействуют между собой. Для выражения каждой категории используются различные средства (см. § 363), совокупность которых образует функциональное поле.