logo
Гак_Теоретическая грамматика французского языка

§ 365. Логическое направление в синтаксисе.

Основы логического подхода к синтаксису французского языка были заложены грамматикой Пор-Рояля (А. Арно, К. Лансло, 1660 г.). В этой грамматике предложение рассматривается как логическая форма суждения, имеющего два члена: субъект и атрибут субъекта, объединяемые связкой. В ней был впервые изложен ряд фундаментальных положений синтаксиса (которые в дальнейшем разрабатывались французской грамматикой) :

Различение слов по их роли в организации предложения. Слова делятся на две группы: N, способные употребляться самостоятельно, поскольку они выражают независимые идеи-субстанции, и V и А, неспособные к самостоятельному употреблению, так как они обозначают признаки, не существующие вне определенной субстанции. К этой идее в дальнейшем на раз обращаются французские грамматисты, в частности Г. Гийом.

Различение номинативных и коммуникативных элементов предложения. К первым относятся N и А, ко вторым – V, необходимый для образования предложения. Авторы грамматики считают недостаточным ни формальное определение глагола (слово, обладающее значением времени и лица), ни его семантическое определение (слово, обозначающее действия и чувства) и говорят, что глагол это слово, служащее для утверждения, то есть сообщения о наличии (отсутствии) у субъекта признака, выраженного в атрибуте. Именно поэтому он может выражать суждение и оформлять предложение. Так подчеркивается ведущая роль глагола в образовании предложения – коммуникативной единицы.

Использование идеи трансформации. В глаголе авторы грамматики видели соединение связочного элемента, образующего предложение, и атрибута (лексическое значение глагола). Поэтому в двучленном предложении Pierre vit они усматривали трансформацию структуры «субъект + связка + атрибут» (Pierre est vivant), которую они считали ядерной структурой предложения. Авторы выводят пять «основных правил синтаксиса» французского языка, которые отражают обязательную двусостав-ность французского предложения, состоящего из S и V, невозможность употребления определения без определяемого и разнообразие конструкций дополнения.

В XVIIIв. ученые разных направлений – рационалистического (Бозе, Дюмарсе) и сенсуалистского (Кондильяк, Дестют де Траси) развивали и углубляли идеи грамматики Пор-Рояля, особенно в области синтаксиса сложного предложения. Дюмарсе различал «синтаксис» – отношения между словами и «конструкцию» – порядок слов. Один и тот же «синтаксис» может реализоваться в разных «конструкциях». Эта идея была позднее развита Теньером, противопоставлявшим структурный и линейный порядок слов в предложении.

Другая важная идея синтаксистов XVIIIв. – различение «естественного» порядка слов (ordre naturel), соответствующего «общим законам мышления», и отступлений от него, которые объясняются либо языковым узусом (ordre usuel), либо намеренным приемом стиля (ordre figure). «Естественным порядком» Дюмарсе считал последовательность: подлежащее – сказуемое, определяемое – определение. И эта идея в дальнейшем была воспринята французской грамматикой (ср.: прогрессивный порядок слов у Ш. Балли). Дюмарсе разработал принципы анализа предложений, различая предложения полные и частичные, главные и придаточные и т. п. Эти принципы были развиты и уточнены в XIX–XX вв.

Под влиянием логической грамматики Пор-Рояля в XIX–XX веках в преподавании и описании языка во Франции укрепился логизированный подход, близкий к анализу по членам предложения. Общим недостатком этого подхода был недоучет асимметрии формы и содержания, причем во французской грамматике этот анализ был еще более труден, чем в русской. В русской грамматической терминологии существуют два ряда терминов-понятий: подлежащее – сказуемое – дополнение (синтаксическое членение, план выражения) и субъект – предикат-объект (логико-семантическое членение, план содержания). Во французской грамматике единый ряд терминов sujet– verbe– complément (d'objet, circonstanciel) не позволял четко различать план выражения и план содержания, хотя и пользовались терминами sujet logique и sujet grammatical. Между тем, далеко не всякое подлежащее обозначает реальный субъект действия, также как не всякое сказуемое обозначает действие субъекта. Поскольку семантика членов предложения не всегда оказывается ясной, синтаксический анализ проводился часто по формальным признакам. И, наоборот, формам приписывалось содержание, которого они на самом деле не имели. Анализ по членам предложения в преподавании языка превратился в схоластику, привел к излишнему логицизму, оказался не в состоянии вскрыть многоплановость структуры предложения. Однако вина в этом – не самой теории. Напротив, необходимо было углубить основы логико-семантического синтаксиса и прежде всего обратить внимание на соотношение и асимметрию плана выражения и плана содержания. Эта задача осуществляется в XX в. в ряде работ менталистического направления (Брюно, Балли, Дамурет и Пишон, Гийом).