logo
Гак_Теоретическая грамматика французского языка

Глава II. Единицы грамматического строя § 6. Уровни языковой структуры.

Соотношение грамматики и других лингвистических дисциплин определяется тем, какие единицы языка и в каком их аспекте являются объектом данных наук. Язык представляет собой структуру, состоящую из уровней, причем единицы низших уровней являются строительным материалом для единиц высших уровней.

Во французской лингвистике наиболее известны теории языковых уровней Мартине [34, с. 376–379] и Бенвениста [8, гл. X].

Мартине в определении уровней идет от более крупных единиц к более мелким. Он выдвигает теорию двойного членения языка (la double articulation du langage). Исходной является единица сообщения – высказывание (l'énoncé). При первом членении высказывание делится на монемы (наименьшие значимые единицы), они двуплановые, так как в них представлены и форма и содержание. Монемы могут иметь лексическое или грамматическое значение. Во фразе Les enfants passeront à midi выделяется семь монем: enfant-, passe, midi, à, r (буд. время), 1- (определенность) и «прерывистая монема» -es... -s... -ont, выражающая множественное число. При втором членении монемы делятся на фонемы – одноплановые единицы, не обладающие содержанием. Например, enfant состоит из фонем [à-f-â].

Бенвенист описывает уровневую структуру языка в обратном направлении: от единиц низшего уровня к высшим. Он различает четыре уровня: меризмати-ческий (меризмы – различительные признаки фонем), фонемный, знаковый (здесь различаются самостоятельные и несамостоятельные слова) и категорематический (уровень предложения, которое, по его мнению, является единицей не языка, но речи).

Оба описания уровней языка имеют недостатки. Мартине фактически отказывается от слова как от основной единицы лексико-грамматической структуры языка; в системе Бенвениста не находится места для морфем (словообразовательные и словоизменительные части слова). Ничего не говорится в обеих системах и о возможности промежуточных явлений (например, о словосочетаниях).

В целом языковые уровни можно представить следующим образом:

Основные и промежуточные единицы:

Текст (дискурс)

Сверхфразовое единство