logo
Гак_Теоретическая грамматика французского языка

Глава XXV. Коммуникативные категории предложения § 455. Категории предложения.

В § 406 были перечислены 8 основных коммуникативных (грамматических, модусных) категорий предложения, отражающих различные аспекты акта речи. Это категории лица, времени и вида, модальности, утверждения/отрицания, коммуникативной целеустановки, информативной установки, эмоционального и социального аспектов речи. Среди них особое место занимают первые три – лицо, время и модальность, которые относят к собственно предикативным категориям. Они частично выражаются морфологически – в личной форме глагола, и с ними связано формирование сказуемого – структурного ядра предложения.

Коммуникативные категории предложения выражаются всеми внутрифразовыми средствами: морфологическими, позиционными, интонационными, лексическими (служебные слова, определенные разряды самостоятельных слов). Некоторые категории синтаксиса соотносительны с категориями частей речи (лицо, время, детерминация и др.), которые выступают как их ядро, но выражаются более разнообразными средствами и обладают более широкой семантикой.