logo
2010-student-i-nauka-2

Система упражнений для формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Как известно, с помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. В связи с этим работе над лексической стороной иноязычной речи уделяется значительное внимание. Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании прочных лексических навыков. В зависимости от характера речевой деятельности различают активный и пассивный лексический минимум.

К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом; первичное закрепление; развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

В системе упражнений для развития лексических навыков выделяются две подсистемы - подготовительные упражнения и речевые упражнения. С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение языковых явлений (в данном случае лексических единиц). Анализ методической литературы позволяет выделить следующие виды подготовительных упражнений: в дифференциации и идентификации; на имитацию с преобразованием; в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки; на обучение прогнозированию; в расширении и сокращении предложений; в эквивалентных заменах; в расширении ассоциативных связей.

В речевых упражнениях происходит дальнейшее развитие и совершенствование лексических навыков. Речевые упражнения включают следующие: языковая игра (лабиринт, «Бинго», «Снежный ком»); составление ситуации или рассказа по ключевым словам; объяснение на иностранном языке заголовка (реалий); ответы на вопросы с заданной лексикой; ролевая игра; ранжирование информации; декодирование информации и др.

Таким образом, успешность овладения лексикой зависит не только от правильного выбора способов и приемов семантизации, но и от оптимального подбора комплекса подготовительных и речевых упражнений для формирования лексических навыков на этапе автоматизации.