logo
2010-student-i-nauka-2

Поликультурная направленность языкового образования в процессе его формирования

Процесс реформирования образования с учетом его поликультурной направленности диктует в качестве одного из обязательных условий его успешной организации разработку новых учебных материалов, включающих в себя основные сведения о странах и культурах, населяющих их народов. Обучаясь по новым программам, изучая существующие глобальные проблемы экономического, социального, экологического плана, студенты будут видеть не только причины возникновения конфликтов, но и способы их разрешения. Следовательно, современные институты должны формировать у студентов критическое мышление и способность оценивать существующие проблемы с различных точек зрения.

Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. В связи с изменением парадигмы высшего образования в последнее время в вузах возникают трудности в практике преподавания иностранных языков и культур. К сожалению, в традиционном курсе методики преподавания иностранных языков отсутствует раздел, касающийся обучения студентов в плане поликультурного образования, хотя социальные реалии убеждают в острой необходимости формирования и развития специалистов поликультурного типа. Новая парадигма выдвигает новые цели обучения перед вузами, готовящими преподавателей иностранных языков и культур. Необходим, на наш взгляд, отсутствующий по сей день в вузах, полный интегративный курс по поликультурному образованию. Все его отдельные аспекты рассматриваются обособленно такими дисциплинами, как страноведение, культурология, практический курс основного иностранного языка и др.

Практика студентов за рубежом свидетельствует о том, что в процессе межкультурной коммуникации, как бы хорошо специалисты ни владели основами грамматики, фонетики и лексики, они испытывают большие затруднения в понимании смысла иноязычного общения в силу незнания норм и ценностей, свойственных культуре другой страны. Это объясняется несформированностью поликультурного мировоззрения специалистов, личностных поведенческих качеств, необходимых для эффективного общения в межкультурной среде, обусловленных отсутствием поликультурной направленности образования.

Результатом проанализированного материала по вопросам поликультурного образования и явилось включение в учебный план спецкурса по основному иностранному языку. Организованный спецкурс по проблемам поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка для студентов специальности «Филология» (специализация «Зарубежная филология») при Сибайском институте Башкирского государственного университета – это попытка перейти к новой модели высшего профессионального образования с целью подготовки будущих специалистов в области межкультурной коммуникации. Лекционные и практические занятия спецкурса, включая самостоятельную работу, нацелены на развитие умений студентов видеть и решать проблемы и соответствующие задачи поликультурного мира. Студенты, прослушавшие спецкурс по развитию поликультурной направленности образования, чувствуют себя намного увереннее в общении с зарубежными партнерами. Они также отмечают, что названный спецкурс учит их уважать ценности и нормы других культур, относиться к ним с пониманием, а при необходимости – уметь жить в их условиях.

Таким образом, данный спецкурс и другие новые формы реформирования современного языкового образования с целью подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации способствуют закреплению у обучающихся межкультурного опыта.