logo
2010-student-i-nauka-2

Использование видеофильма на уроках иностранного языка в средней школе

Одна из основных задач обучения иноязычной речи – развитие навыков говорения. Овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания.

Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, таких как ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др. Не менее актуальным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной их демонстрации. Видеофильмы имеют неоспоримую практическую ценность не только в ходе учебного занятия индивидуально или в группе, но и при самостоятельном его изучении. Применение видеофильмов (в особенности художественных) весьма эффективно при формировании коммуникативной культуры обучающихся, так как они:

  1. отражают в полном объеме региональные и территориальные вариации иностранного языка;

  2. знакомят с культурой страны изучаемого языка;

  3. знакомят учащихся с богатым и насыщенным миром иноязычной фразеологии (которой зачастую уделяется мало времени на практических занятиях, но которая неотделима от живой, выразительной и яркой устной речи);

  4. позволяют задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы учащихся, улучшая понимание, стимулируя речевую деятельность и оптимизируя обучение в целом.

Эффективность использования видеофильма при обучении иностранному языку зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.

В связи с этим выделяют следующие этапы работы с видеофильмом: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный.

При выборе видеофильма необходимо принимать во внимание такие требования к нему, как:

Анализ учебника немецкого языка для 7 класса средней школы «Шаги 3» И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Н.А. Артемова показал, что программа не предусматривает работу над видеофильмом. Мы считаем такую работу необходимой, поскольку использование видеофильма помогает обучать всем видам речевой деятельности одновременно (чтению, говорению, аудированию, письму), позволяет формировать лингвистические способности, обеспечивает непосредственное восприятие и изучение культуры и истории страны изучаемого языка, способствует воспитанию эстетического вкуса учащихся, развитию мыслительных и речевых способностей, логического мышления, а также активизирует внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку.