logo
2010-student-i-nauka-2

Способы выражения эмотивного пространства поэтического текста (на примере анализа стихотворения в. Тушновой «пришла ко мне девочка»)

Традиционно эмотивность определяется как языковая категория, исходя из того, что эмоции – чувственная реакция организма человека на раздражения из окружающей среды, передающаяся жестами, мимикой, то есть несловесными способами, а эмотивность – это наши переживания, выраженные словами. Вслед за большинством ученых считаем, что на языковом уровне эмоции, получая лингвистическое выражение, реализуются через эмотивность.

Исследователями отмечается, что способы выражения эмотивности в художественной речи отличаются от презентации этого явления в разговорной речи и текстах разных стилей.

Эмотивность в поэтическом тексте может проявляться на различных уровнях языковой системы и передаваться специфическими средствами и способами.

Рассмотрим средства реализации эмотивного пространства поэтического текста на примере стихотворения Вероники Тушновой «Пришла ко мне девочка».

Чувства и эмоции лирического героя на фонетическом уровне раскрываются с помощью различных ритмико-интонационных средств. Тревожность, напряженность героини передается резкой сменой интонации, логическими ударениями, усиливается аллитерацией (Простите, я, кажется подрываю / Педагогический авторитет?), подчеркивается неточной рифмой. Средством выражения эмотивности можно считать также повтор и созвучие начальных слов стихотворной строки:

-Ведь вы же когда-то любили сами,-

вы даже писали об этом стихи...

Я не хочу так, я не согласна...

Скажите, разве она права?

Зачем она перед целым классом

вслух читала его слова?

Зачем так брезгливо поджала губы,

когда рвала листок пополам,

зачем говорила о нас так грубо…

При анализе эмотивного поля стихотворения отчетливо проявляются средства синтаксического уровня. Внутренние переживания героини и автора данного стихотворения предаются с помощью риторических вопросов и восклицаний (Почему вы в доверии ей отказали? / Потрудитесь ответить на этот вопрос!), стяжения предложений с помощью тире (Если учительница вскрывает / Чужие письма – прощенья нет!), изменения

обычного порядка слов (про любовь настоящую), синтаксического параллелизма и членения текста.

Выделение конкретных слов при объемно-прагматическом членении внутреннего монолога лирического героя позволяет выделить круг ключевых слов, создающих эмотивное пространство данного текста (любовь, любили, «про это», сердце). Эмотивность - одна из ключевых категорий поэтического текста, языковые средства выражения её самые разнообразные.