logo
2010-student-i-nauka-2

Названия славянских игр (на материале «словаря живого великорусского языка» в.И. Даля)

В настоящее время достаточно сложно описать пляски, игры и развлечения древних славян. Но, по мнению авторов «Этимологического словаря славянских языков», в древности славянское существительное ИГРА означало «пение с пляской» и было связано с миром сакральных действий и выражений.

В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля зафиксированы названия славянских игр, в которых четко прослеживается связь с языческим ритуалом: Горелки, Ящур, Курилка и др. Суть игры Курилка сводится к тому, что играющие садятся рядом, зажигают тонкую лучину и, когда она разгорается, тушат. Пока огонь тлеет, передают лучину из рук в руки до тех пор, пока она не перестанет куриться. Тот, у кого лучина погаснет, должен исполнить какое-нибудь приказание. Пока лучину передают, поют: «Жил-был Курилка, / Жил-был душилка. / Уж у Курилки, / Уж у душилки / Ножки маленьки, / Душа коротенька. / Не умри, Курилка, / Не умри, душилка!..»

Анализ составленной на основе словаря В. И. Даля картотеки, позволяет выделить несколько групп в названиях славянских игр:

  1. Наименования, образованные от глаголов-обозначений основных действий, выполняемых игроками: Жмурки, Гулючки, Ловилки, Догонялки, Салки, Пятнашки, Прятки, Оляпки, Хоронки, Перегонки, Вышибалы и др.

Одна из самых популярных игр у славян сводилась к следующему: игрок с завязанными глазами должен поймать кого-нибудь из играющих и назвать его имя. У русских эта забава и по сей день называется Жмурки. Сущ. Жмурки образовано от глаг. жмурить(ся), родственного словен. žmuriti ‘мигать’, серб.-хорв. жмурити ‘прикрывать глаза’ [Фасмер 1967, т. 2: 60]. А. Г. Преображенский указывает, что глаг. жмуриться связан с *тьg (мигать, миг) и представляет собой вокализм в степени исчезновения, консонантизм в перестановке: ЖМ из МЖ, суф. ура- из юра-, таким образом, *тьgjuraМЖура жмура [Преображенский 1959, т. 1: 235].

  1. Наименования, полученные в результате метонимического переноса названия предмета, использованного в игре, на название игры: Лапта, Лопатки, Бирюльки, Кости, Бабки, Чурки, Рюхи, Свинки, Мяч, Лычки и др.

Первым в ряду таких названий следует выделить наименование Лапта. В. И. Даль указывает, что Лаптою называли «лопасть или плосковатую вещь к одному концу пошире, палку-вёселку, которой бьют мяч, а также саму эту игру» [Даль 1989, т. 2: 237]. По описаниям В. И. Даля участники лапты делятся на две команды – одна «в городе», другая «в поле». Один из участников первой команды подает мяч, другой отбивает его лаптой. Если игроки второй команды смогли поймать мяч слету, значит «город продан», а если нет, то игрок, ударивший мяч, бежит до черты поля и его пытаются «засалить» мячом. В случае попадания «город взят» и команды меняются местами.

  1. Наименования, связанные с обозначениями персонажей игры: Зайки, Олень, Коршун, Ворон, Воробей, Гуси -лебеди, Ястреб и голуби и др.

Наименования, отражающие композицию игры: Ворота и др.

Таким образом, изучив названия игр, зафиксированных в словаре В.И. Даля, мы пришли к выводу, что игры славян включали в свой состав как собственно игры (подвижные, хороводные, круговые), так и развлечения, то есть игры без строгих правил и со слабо выраженным игровым сюжетом: пляски, забавы, состязания в ловкости и силе.