logo
2010-student-i-nauka-2

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции у подростков на уроках англиийского языка

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает развитие у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.

Принцип коммуникативной направленности обучения иностранному языку является ведущим, поскольку основная цель преподавателей иностранного языка – сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Поэтому задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, способствующих формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции. Одной из таких технологий является проектная методика.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Использование проектной методики особенно актуально в работе с учащимися подросткового возраста, так как именно в этом возрасте наиболее легко и прочно усваиваются полученные лингвистические знания, эффективнее формируются навыки и умения, которые находят свое применение в новых областях окружающей действительности.

Основная идея метода проектов при обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются, действительно, интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Данный метод может стать одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции учащихся, умеющих ориентироваться в огромном потоке информации, способных принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Также метод проектов позволяет использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включить их в познание окружающего мира средствами иностранного языка, одновременно развивая коммуникативную компетенцию и расширяя сферу действия социокультурной компетенции.

Безусловно, метод проектов не рассматривается нами как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, он не претендует на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Метод может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения и позволяя оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.