logo
2010-student-i-nauka-2

Образ россии в публикациях американских сми

Настоящая статья посвящена когнитивному исследованию метафорических моделей, которые обнаруживаются при анализе современных американских СМИ. Цель исследования заключается в изучении метафорических образов России как средства отражения политической реальности страны на основе выявления, анализа и классификации метафорических моделей, активно использующихся для представления образа России в американских периодических изданиях.

Метафорическая модель – это существующая в сознании носителей языка взаимосвязь между понятийными сферами, при которой система концептов одной сферы служит основой для моделирования понятийной системы другой сферы. При таком моделировании сохраняется эмотивный потенциал, который создает возможность воздействия на эмоционально-волевую сферу адресата в процессе коммуникативной  деятельности.

В данном исследовании проанализированы языковые выражения, используемые для создания образа России при помощи метафорических моделей: «Россия – Монархия», «Россия – Холод», «Россия – Плохие дороги». С этой целью был выбран американский журнал «Time».

Монархические метафорические модели «Россия – Монархия», свидетельствуют о том, что о России судят, выстраивая аналогии между царской Россией и Россией В.В. Путина. “As Radishchev put it, Russians “come to love their bonds”. These bonds – and their modern equivalent, Putin's paper-thin democracy – are increasingly seen as not only tolerable but also intrinsically, uniquely, gloriously Russian” [Time 2007]. В данном изречении используется метафора Putin's paper-thin democracy, эпитет tolerable; интенсификаторы intrinsically, uniquely, gloriously. Опираясь на слова Радищева, можно сказать, что, несмотря на прозрачность путинской демократии, западная пресса видит в ней современный эквивалент тех оков, которые были в царской России.

Метафорическая модель «Россия – Холод» обусловлена тем фактом, что Россия – действительно, самая холодная страна в мире, в большинстве российских регионов зима длится четыре-пять месяцев, а на севере – десять, что представляет редкость для американцев. “In the heart of a Russian it’s always winter”, “the cold Russian winters are impossible to survive [Time 2007]. Данный пример создает устойчивый стереотип – у русского человека сердце такое же холодное, как и русская зима.

Иностранцы иногда повторяют старую шутку, что в России нет дорог – существуют одни направления. О плохом состоянии российских дорог свидетельствуют следующие утверждения: «There is a saying made by Russian writer Nikolay Gogol «In Russia there are two big problems: bad roads and a lot of fools», «Russia's roads are among the world's deadliest», «…just driving to work on Russian roads is a deadly daily game of Russian roulette». Использование наречия «deadly» и превосходной степени прилагательного «dead» придают экспрессивную окраску этим двум высказываниям.

Итак, исследование лексического материала показало, что ведущими языковыми средствами создания стереотипов России являются метафора, сравнение и эпитет. Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что, по мнению западных журналистов, главными чертами русских являются холодное сердце, тяга к страданию и покорность.