logo
2010-student-i-nauka-2

Образ иностранца сквозь призму этнических стереотипов в английской языковой картине мира

Большую роль в формировании образа иностранца играют этнические стереотипы, а именно гетеростереотипы. Гетеростереотип является стереотипным суждением о другой этнической группе или нации. Исходя из критерия эмоциональной оценки, гетеростереотипы можно разделить на положительные (The Chinese run business and the Japanese – the government, France is a meadow that cuts thrice a year) и отрицательные (French disease, Dutch courage). Но, как известно, люди, группы, социальные объекты весьма сложны и редко вызывают у нас однозначные чувства и суждения. На основании этого среди гетеростереотипов можно выделить амбивалентные стереотипы (Chinese copy, Japanese agreement).

Формирование образа иностранца основано на теории оппозиции. Другими словами, это противостояние своих и чужих, которое нужно рассматривать с двух точек зрения:

1. Дифференциация «свой-чужой», где чужой воспринимается как враг. Так, в английской языковой картине мира чужой–враг наделяется следующими качествами: легкомысленность, развязность, грубость, жадность, склонность к злоупотреблению алкоголем. Считается, что он может легко обмануть и предать. Часто его считают неудачником. Чужой–враг в английской языковой картине мира беспринципен и аморален.

2. Дифференциация «свой–другой», где чужой вызывает чувство восхищения. Здесь чужой рассматривается с точки зрения профессиональных умений. Также часто высокой оценки удостаиваются внешние данные иностранца. Таким образом, в английской языковой картине мира образ иностранца, вызывающего восхищение, можно охарактеризовать следующими прилагательными: красивый, статный, профессиональный, ответственный.

Следует отметить, что оппозиция «свой–чужой», как правило, складывается спонтанно, неосознанно. В то время как оппозиция «свой–другой» может сложиться только как результат целенаправленной интеллектуальной работы субъекта познания и коммуникации.

В целом можно сделать вывод, что этнические стереотипы при формировании образа иностранца скорее носят аксиологический характер, а не объективный.