logo
2010-student-i-nauka-2

Концепт «безделье, праздность» в русской языковой картине мира

По мнению Н. И. Толстого, в славянской культуре веселье всегда представляло собой ритуализируванное выражение положительные эмоций, обычно сопровождаемых смехом, пением, танцами. Уже в древнейших славянских памятниках положительные эмоции ангелов и людей праведных обозначали глаголом ЛИКОВАТЬ (хотя глагол ликовать означал «танцевать, проявлять радость или восторг с шумом, криком, весельем»), а ПЛЯСАТЬ, СКАКАТЬ, ИГРАТЬ и ВЕСЕЛИТЬСЯ могли только бесы и прочая нечистая сила ( ср. рус. разг. БЕСИТЬСЯ).

Нам удалось отыскать достаточно небольшое количество фразеологических единиц, связанных с праздным, беззаботным провождением времени (в противовес времени посвященному трудовому процессу). Собственно «безделье» (пребывание без дела, в праздности) в современных фразеологических словарях представлено следующими единицами: груши околачивать, лодыря гонять (корчить), бить баклуши, пинать воздух, плевать в потолок, считать ворон, собак гонять, сидеть сложа руки, сидеть на печке – бездействовать, бездельничать.

С. Георгиева указывает, что поле фразеологических единиц со значением «безделье» находится на пересечении двух семантических полей - «лени» и «глупости».

Занятия мелкими ничтожными делами, ерундой отражены в следующих единицах: играть в бирюльки – заниматься пустяками, даром, попусту тратить время; разводить муру – заниматься пустяками, ерундой; лясы точить – заниматься пустой болтовней, пустословить; слоны слонять – ходить, бродить без дела, без цели; руки в брюки – гулять ничего не делая; толочь воду в ступе – заниматься чем-либо явно бессмысленным, бесполезным; носить воду решетом – заниматься бесполезной работой, в лес дрова возить – делать что-либо ненужное, бессмысленное.

Следует отметить, что праздное, беззаботное провождение времени в языковом сознании, как правило было связано с пением, плясками, играми и другими развлечениями. В древности все славянские игры и пляски были связаны с поклонениями языческим божествам, и поэтому по христианским представлениям признавались действием бесовским и нечистым. В языковой памяти народа сохранилось негативное отношение к любого рода развлечениям: валять дурака (ваньку) – дурачиться, паясничать, потешать глупыми выходками; разыгрывать шута – паясничать, дурачиться; Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!