logo
2010-student-i-nauka-2

Функция надтекстового слова в лексической структуре текста

Логика развития науки такова, что время от времени происходит смена исследовательских парадигм. В настоящее время антропоцентрический подход как особый принцип научного сознания становится ведущим, в том числе и в науке о языке. Антропоцентрический подход в лингвистике предполагает «изучение языковых фактов и явлений с точки зрения их значения и роли для человека – носителя и творца языка» (Советский энциклопедический словарь). Антропоцентричность языка связана с таким известным свойством языка, как коммуникативность (это и принцип исследования, и организующий это исследование подход, и аспект рассмотрения явлений и фактов языка).

Антропоцентрический и коммуникативный аспекты нашли отражение в создании такого направления, как функциональная лексикология, объектом изучения которой является текст, а предметом – лексическая структура текста. Функциональная лексикология в основу изучения вводит понятие «лексическая структура текста» и рассматривает ее как «структурированная парадигматическая и синтагматическая совокупность лексических единиц, в своем отборе и употреблении обусловленная коммуникативными целями» (В. В. Степанова). Лингвисты выделяют в лексической структуре текста две позиции слова: внутритекстовое слово (слово в тексте) и надтекстовое слово (т.е. заглавие). Исследования взаимосвязи надтекстового слова и самого текста представляют особый интерес для функциональной лексикологии. Необходимо разграничить термины название и заглавие, которые в привычном употреблении являются синонимами. Термин название обращен к создателю текста, исходит от автора, называющего свое творение; «конкурирующий термин заглавие воспринимается уже отстраненно от автора, но как неотъемлемый компонент текста» (В.В. Степанова).

Слово, вынесенное в заглавие текста, является ключевым. Понятие ключевого слова, существенное в анализе лексического уровня текста, в силу разноплановости и разноаспектности существующих трактовок требует своего уточнения.

Термин «ключевое слово» имеет несколько дефиниций:

1) ключевые слова – самые частотные слова текста; 2) ключевые слова – слова-доминанты, которые являются основными выразителями авторского замысла; 3) понимание термина в лингвистике совпадает с психолингвистическим.

Термин связан с экспериментальными исследованиями процесса понимания. В основу таких экспериментов положена соотнесенность речевых произведений не с языковой системой, а с окружающей действительностью, с миром человека. В психолингвистике ключевым словам отводится особая роль в восприятии текста. Они активизируют области лексикона, создавая предпосылку для понимания содержания. В этом смысле ключевое слово сближается со словом-стимулом. Ключевым словам присущ ряд категориальных признаков: повторяемость в тексте; способность знака конденсировать, свёртывать информацию, выраженную целым текстом; способность соотносить два содержательных уровня текста: фактологического и концептуального. Анализ ключевых слов создает свои перспективы для определения лексической структуры текста. Одним из функциональных качеств ключевого слова в тексте является «внутритекстовое развертывание его содержательных характеристик» (В. В. Степанова). Необходимо помнить, что между заглавием и текстом специфические отношения. Заглавие требует обязательного возвращения к нему после прочтения всего текста, основной смысл названия всегда вводится из сопоставления с уже прочитанным полностью произведением. Ключевое слово, выступающее в роли заглавия, является коммуникативным ориентиром для читателя. Заглавие выступает как «инициальная (соотнесенная с творческим замыслом во всей его сложности) и финальная единица (в оценке реализации замысла, идущей уже от текста» (В.В. Степанова)