logo
2010-student-i-nauka-2

Теория и практика обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия, возникновение глобальных проблем, которые могут быть решены только в рамках международного сотрудничества, обусловили необходимость усиления значимости изучения иностранного языка (ИЯ). В связи с этим возникла необходимость теоретическими и экспериментальными средствами определить специфику учебной дисциплины «Иностранный язык» как педагогического объекта в системе высшего профессионального образования, без рассмотрения которого невозможна реализация содержания высшего образования, направленного на подготовку студентов к профессиональным видам деятельности.

Практико-ориентированная и профориентационная направленность форм и методов обучения иностранному языку в техническом вузе будет являться эффективным фактором профессиональной подготовки студентов технического вуза при соблюдении следующих условий:

- сочетание компетентностного (целевая составляющая), информационного (методическая составляющая) и личностно-ориентированного (эмоционально-ценностная составляющая) подходов к организации процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза;

- соответствие цели обучения иностранному языку задачам профессиональной подготовки студентов технического вуза;

- обеспечение информационно-содержательного согласования учебной дисциплины «Иностранный язык» с учебными дисциплинами общепрофессиональной и профессиональной подготовки;

- достижение иноязычной коммуникативной компетентности (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции) в процессе учебного иноязычного общения, моделирующего реальные профессиональные ситуации;

- создание на занятиях по иностранному языку профильной информационно-компетентностной среды, способствующей повышению качества обучения иностранному языку и эффективности процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Теоретические и практические положения автора по исследуемой проблеме нашли свое отражение в монографиях, учебных пособиях, научных статьях общим объемом более 88 печатных листов, в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, внутривузовских научно-практических, научно-технических и научно-методических конференциях, всероссийских форумах: Москва, 2007 г.; Орел, 1999 г.; Саранск, 2003 г.; Пенза, 1990, 1997, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.; Челябинск, 2007, 2008 гг.; Нижнекамск, 2008 г.; несколько учебных пособий по немецкому языку для студентов технических вузов представлены в Немецкой Национальной библиотеке, Лейпциг, Германия.