logo
2010-student-i-nauka-2

К вопросу о функционировании речевой агрессии в различных сферах общения

На фоне разнообразных форм перестройки индивидуального сознания и поведения наблюдается значительное повышение уровня агрессии во всех ее проявлениях. Проблема речевой агрессии в психолингвистике изучается сравнительно недавно (см. об этом: Булыгина Е.Ю., Копнина Г.А., Сковородников А.П., Муравьёва Н., Шарифуллин Б.Я., Щербинина Ю.В. и др.).

Речевая агрессия – форма речевого поведения, которая нацелена на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом.

Например: «На этом «Серебре» пробу ставить негде» (газ. «Спид-инфо», 2007, №9) гласит заголовок статьи о группе «Серебро», представляющей нашу страну на Евровидении в 2007. Путём использования приёма омонимии автор статьи дискредитирует поведение «девичьего трио». «Правда, язык не поворачивается называть эту группу так скромно – девичьей…» (Там же). В данных высказываниях адресант проявляет речевую агрессию по отношению к объекту речи.

Примеры речевой агрессии встречаются в общественных сферах (политика, шоу-бизнес и др.) и направлены как на отдельные группы, так и на конкретные личности.

«И телевидение предоставляет плебеям такие зрелища – вплоть до настоящих гладиаторских боёв» (газ. «Спид-инфо», 2007, №9). Так как слово «плебей» в данном случае имеет оценочное значение и является эмоционально-экспрессивным выражением прямого порицания общества, то это прямая речевая агрессия.

Речевая агрессия нередко находит выражение в специальном «ругательном» фольклоре: дразнилках. Как правило, в них речь заходит о каких-либо качествах дразнимого. Например: «Жадина-говядина, Солёный огурец…» – о жадном человеке. Это достаточно безобидная дразнилка. Речевая агрессия, выраженная в литературной форме, может носить и не столь миролюбивый характер.

В агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи.

При бытовом общении на выполнение этой задачи направлены, например, инвективные (бранные, ругательные) слова (придурок, дебил, урод и т.д.). С психологической точки зрения цель агрессивного речевого поведения в межличностном общении – это желание оскорбить, унизить речевого партнёра.

В профессиональном общении используются другие способы создания речевого барьера. Например, открытое или скрытое указание на профессиональную некомпетентность речевого партнёра, которые могут строиться на противопоставлении: высокая оценка оппонента как профессионала и низкая оценка его высказывания: «Вы взрослая женщина, а говорите какие-то глупости…» (из устной речи).

Другой пример: «Это изречение к делу не относится» (из устной речи) – в примере используется способ сведения к нулю предшествующей информации, оценка высказывания оппонента с точки зрения его значимости. «Ваши речи – полный бред» (из устной речи). В высказывании реализуется прямое указание на то, что адресат высказывания не является профессионалом в той или иной области.

Речевая агрессия встречается довольно часто в повседневно-бытовом, в профессиональном общении, в средствах массовой информации. В качестве средств речевой агрессии используются инвективы. Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания коммуникантов.