logo
2010-student-i-nauka-2

К вопросу о языке и культуре речи

Современное языкознание является продуктом познавательной деятельности, которая осуществлялась усилиями представителей многих этнических культур в самых разных регионах и странах мира. Во многих национальных лингвистических традициях и школах обсуждались и продолжают обсуждаться так называемые вечные вопросы, относящиеся к философии языка. Одной из таких важных проблем является проблема противопоставления языка и речи, языка и культуры речи.

Язык – это сложное социальное явление. Существует гипотеза, которая представляет язык как антиномию языка и речи. Чаще всего антиномию языка и речи подводят под категории сущности речи, общего и частного, логического и исторического, абстрактного и конкретного.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в чёткой форме было выведено и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром: «Язык – это клад, практика речи, отлагаемая у одного отдельного коллектива. Язык – это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим…». Наоборот, речь есть индивидуальный акт воли и разума, в этом акте надлежит различать: 1) комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли; 2) психический механизм.

Итак, понятие языка не совпадает с понятием речевой деятельности вообще; язык – только определённая часть речевой деятельности. Ф. Де Соссюр не создал теории различия языка и речи. Его заслуга состоит в другом: он первый сделал это различие одним из принципов научного исследования языка.

Разумеется, ещё не раз учёные возвращались к проблеме языка и речи. В 20-30 гг. ХХ в. были предприняты серьёзные попытки осмысления и решения этого вопроса (Л.В. Щерба, А.И. Смирницкий и др.). Практически все эти лингвисты пытались разграничить данные понятия, чётко отделить одно от другого. На наш взгляд, язык и речь выступают в тесном контакте, во взаимодействии. И одно не может существовать без другого. Как культура и общество взаимопроникают друг в друга, так и язык и речь, язык и культура речи неотделимы друг от друга.

Под культурой речи понимают соответствие индивидуальной речи нормам языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. В свою очередь культура речи зависит от культуры нации, народа.

Языковая система социальна и коллективна. В речевой деятельности возникают и обнаруживаются языковые изменения, факторами речевой деятельности являются единство языковой системы, социально обоснованной и объективно заложенной в языковом материале. Таким образом, не случайно эти этапы развития языка и речи рассматриваются параллельно с изучением эволюции человечества. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс. Многообразие и сложность языка отражают сложность и многообразие человеческого общения. Язык изменяется в процессе развития культуры, изменяется смысл и значение самих слов, условия словоупотребления, языковой фон развёртывания речевого общения, происходит взаимопроникновение разных языков друг в друга. Одним словом, язык ведёт себя как живое существо, которое реагирует на все внешние изменения.

История мирового языкознания – прежде всего история языкознания в каждой отдельно взятой стране, и она не может строиться в отрыве от культурной, общественной и политической истории той страны, где возникает и развивается та или иная лингвистическая традиция, от духовного и общенаучного её климата. Таким образом, культура нации или страны в целом определяется культурой речи населения этой страны.