logo
2010-student-i-nauka-2

Ролевая игра как средство создания обучающей среды

Как и любой метод, ролевая игра имеет и преимущества, и недостатки. Но теория и практика показывают, что в ролевой игре больше положительного, чем отрицательного, так как она является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.

Наряду с трудом и учением, игра – это один из основных видов деятельности человека. Во многих методических пособиях игра определяется как род деятельности человека, который имеет большое значение в формировании личности, особенно в детстве и отрочестве, а на занятиях по языку рекомендуется в качестве источника повышения эффективности обучения. С возрастом потребность людей играть не исчезает, меняется лишь ее характер и уменьшается время, которое ей уделяется. Игра способствует усвоению знаний и приобретению речевого опыта не по необходимости, а по желанию самих учащихся.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, и если при этом говорить на иностранном языке, то в этом таятся богатые обучающие возможности. Для студентов игра – прежде всего увлекательное занятие, где все равны, слабые и сильные, потому что игра посильна каждому. Более того, слабый по языковой подготовке студент может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность становятся порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться.

Роль-маска помогает студенту проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к студенту снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении.

Ролевая игра, дискуссия позволяет учащимся в легкой и непринужденной форме снять коммуникативные барьеры в общении, увеличивает объем их речевой практики, помогает каждому спланировать свое высказывание, а всех вместе объединяет сюжетом, организационными формами и приемами; она создает условия для реального общения, мотивирует речевую деятельность. Не только говорящий, но и слушающий максимально активны в игре. В обычной дискуссии студенты-лидеры обычно захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой же игре каждый получает роль, и ему приходится быть активным партнером в речевом общении. Игра является школой морали в действии, а не в представлении. Она имеет значение и для формирования коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении, и еще для многого другого.

Без игры не может быть полноценного умственного развития, поскольку она способствует формированию представлений, понятий об окружающем мире. Остается лишь добавить, что все вышесказанное приобретает особую актуальность на занятиях по иностранному языку.