logo
2010-student-i-nauka-2

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках английского языка в старшей школе

Для развития личности, познавательных и созидательных способностей учащимся необходимо освоить определенную сумму знаний, умений и навыков, что указывает на необходимость формирования учебно-познавательной компетентности, формируемой в процессе самостоятельной деятельности. Процесс формирования основан на компетентностно-деятельном подходе, сущность которого заключается в том, что в центре обучения находится сам учащийся, а процесс усвоения информация будет носить деятельностный характер. То есть технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способности осуществлять различного вида деятельности, при этом учащийся будет осваивать все новые компетентности.

Основу общеобразовательной компетентности составляют общеучебные и специальные учебные умения. В контексте обучения эти умения формируются в процессе овладения различными видами коммуникативной деятельности, специфическими для иностранного языка.

Однако для того чтобы успешно сформировать у учащихся познавательные мотивы, обеспечивающие для учащегося смысл в изучении данного предмета, преподавателю необходимо развить учебную мотивацию.

На основе анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме мы выделили следующие способы формирования учебно-познавательной компетентности по иностранному языку:

  1. Актуализация имеющихся познавательных мотивов.

  2. Формирование приемов целеобразования.

  3. Помощь в словесном выражении сложившихся целей и их осознания.

  4. Поощрение положительных результатов.

Осознанию значимости новых сторон познания способствуют специально организованные педагогические ситуации, заставляющие учеников критически мыслить. Учащимся предлагаются тексты на обнаружение в них грамматических, лексических и орфографических ошибок, тесты, в которых заложены ошибочные ответы, тексты, работа над которыми проходит все три этапа (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), которые охватывают максимальный объем информации. Следует отметить также, что преподаватель лишь направляет, помогая наводящими вопросами. Для того чтобы учебная мотивация приобрела личную значимость, необходимо использовать интерактивные формы занятий: урок-игру, урок-путешествие, уроки-дебаты, проекты, ролевые и деловые игры и т.д.

Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся, должным образом мотивированная и направленная преподавателем, формирует общеучебные и специальные учебные умения, входящие в состав учебно-познавательной компетентности, и реализует принцип непрерывного образования, что соответствует потребностям личности и общества.