logo
2010-student-i-nauka-2

Особенности лексикографирования поля «театр»

Среди множества аспектов лексикологии семантическое поле представляет большой интерес для изучения. Полевый подход к описанию многих языковых явлений является весьма плодотворным, поскольку помогает раскрыть системные связи и системную организацию языка на всех его уровнях.

Построение смыслового поля «Театр» возможно при анализе данных тематического словаря русского языка под редакцией В. В. Морковкина, прямого и обратного ассоциативного словаря под редакцией Ю. Н. Караулова.

В процессе реконструкции семантического поля «Театр» нами было выделено 10 тематических групп:

  1. «принадлежность нации и эпохе» (советский, русский, национальный, современный, старый, новый);

  2. «местонахождение» (столичный, провинциальный, зарубежный);

  3. «уровень профессиональности» (мастера сцены, мастера искусств, любительский, академический);

  4. «части целого» (помещение, гардероб, фойе, кресло, проход, подмостки, галерка, балкон);

  5. «область специализации театра» (оперный, кукольный, драмы и комедии, оперы и балета;)

  6. «работник театра» (режиссер, балетмейстер, актер, артист, ансамбль, хор);

  7. «театральное действо» (спектакль, постановка, антракт, аншлаг, репертуар, аккомпанировать, дирижировать, театральная афиша, абонемент);

  8. «театр как род искусства» (искусство, дело, театровед, критик);

  9. «образование» (театральное образование, театральный институт, школа-студия);

  10. «эмоциональная оценка». Театр выступает как объект оценки, в данном случае эмоциональной. Эта ТГ включает всего 2 лексемы любить, увлекаться.

Самой объемной группой является ТГ «Театральное действо». (44 лексемы). Малой по объему оказалась ТГ «Эмоциональная оценка» (только 2 лексемы).

При анализе ТГ учитывалось явление полисемии: разные значения многозначного слова могут попадать в разные темы (например, любительский театр («Уровень профессиональности»), детский театр (ТГ «Область специализации театра»), провинциальный театр ТГ «Местонахождение»).

Анализ ассоциативного поля проводился по данным Русского ассоциативного словаря (под редакцией Ю. Н. Караулова). Реконструкция поля, сформированного вокруг слова-стимула «Театр», позволила объединить реакции в группы: «Принадлежность нации и эпохе», «Местонахождение», «Части целого», «Область специализации театра», «Работник театра», «Театральное действо», «Театр как род искусства». Проведенный анализ позволяет говорить о том, что состав обозначенных групп по материалам разных словарей оказывается одинаковым.

Однако слова-реакции ассоциативного поля объединяются в новые группы. Например, в группу «Действие»: посещать, находиться, оказываться, попасть, сходить, говорю, молчать, общение.

Присутствуют ассоциации-наименования, их немного: Лебединое озеро, Чехов, Рубикон.

Лексемы театр, театральная относятся непосредственно к театру, дублируют его.

Театр также рассматривается как источник различных эмоций и состояний субъекта: восторг, восхищение, рыдаю. Причем это исключительно эмоции сильные, возникающие в результате глубокого внутреннего потрясения.

Театр выступает в роли объекта оценки как эмоциональной, так и интеллектуальной: ерунда, хорош, абсурд.

И наконец, слово-стимул «Театр» вызывает также необъяснимые индивидуальные реакции: гулять, драка, железный, замуж, квадрат, ночной, скальпель, шуба, женитьба, ребята, спор.