logo
2010-student-i-nauka-2

Использование материалов егэ по ия в обучающих целях на среднем этапе школьного образования

Полемика вокруг ЕГЭ по иностранному языку (ИЯ) не утихает, начиная с момента его введения в 2004 году. Сторонники ЕГЭ приводят множество доводов в пользу экзамена, главные из которых - объективная оценка знаний учащихся и возможность избежать коррупции. Но противники ЕГЭ по ИЯ убеждены, что данная форма экзамена имеет и недостатки, которые перекрывают все его достоинства. К числу таких недостатков относятся зубрежка и "натаскивание".

Но какие бы споры ни велись о ЕГЭ, реальность такова, что данная форма экзамена является обязательной для выпускников 11 классов. Кроме того, планируется принятие положения об обязательной сдаче ЕГЭ после 9 класса, т.е. при получении неполного (среднего) образования. Таким образом, существует проблема в недостатке материалов по подготовке к сдаче Единого Государственного Экзамена по ИЯ, ориентированных на средний этап обучения.

Большинство педагогов используют материалы ЕГЭ по ИЯ для "натаскивания" учащихся. ЕГЭ - это тест, т.е. одна из форм контроля. Тест выполняет различные функции: управляющую, развивающую, контролирующую, оценочную, в том числе обучающую. Но практика показывает, что лишь малое количество педагогов обращаются к обучающей функции ЕГЭ по ИЯ при подготовке учащихся. В связи с этим, возникает острая необходимость в разработке рекомендаций для учителей по использованию материалов ЕГЭ по ИЯ в обучающих целях.

В данном методическом исследовании была сделана попытка определить цели ЕГЭ по ИЯ для среднего этапа обучения в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам, также описаны особенности (рейтинговая система оценки, особая процедура проведения) и преимущества тестовой формы проверки знаний (возможность включения большого объема материала и контроля не только его усвоения, но и наличия отдельных умений пользоваться им), которые необходимо знать и учитывать при подготовке к ЕГЭ. В результате сравнения вариантов заданий 2004 (год введения ЕГЭ по ИЯ) и 2009 года выявлена тенденция к увеличению количества заданий в разделах: аудирование, лексика и грамматика, а также увеличение времени на выполнение всех видов заданий (в 2004 году чистое время проведения экзамена на одного человека составляло 142 минуты, в 2009 году - 170 минут). Кроме того, был проанализирован учебно-методический комплект "English 7" Кузовлева В.П., выявлены следующие особенности: наличие отдельных видов заданий ЕГЭ в учебнике, рабочей тетради; раздел Test Yourself включает в себя задания, приближенные к заданиям ЕГЭ. В данном исследовании были обозначены преимущества сознательного подхода к подготовке к сдаче ЕГЭ у учащихся средних классов общеобразовательных учреждений, приведены примеры заданий, которые могут быть использованы в качестве материалов по подготовке к ЕГЭ по ИЯ на среднем этапе школьного образования (например, урок домашнего чтения, позволяющий проверить сформированность всех знаний, умений и навыков) и описана методика использования данных заданий в обучающих целях.

Данное исследование поможет при подготовке школьников средних классов к сдаче ЕГЭ по ИЯ, а также сможет обратить особое внимание педагогов на одну из основных функций данного экзамена - обучающую.