logo
2010-student-i-nauka-2

Жанр благодарности в речевом общении младших школьников

1. Жанроведение в настоящее время продолжает находиться в центре внимания современной лингвистики. Исследование речевого жанра (далее – РЖ) благодарности актуально для русистики начала XXI века в связи со спецификой социокультурной среды в современной России.

2. Анализируемый РЖ квалифицируется как эмотивный, оценочный и ритуальный РЖ.

3. Данный РЖ относят к первичным простым речевым жанрам, близким к речевым актам. Его можно охарактеризовать как индивидуальный и коллективный, моноадресный и полиадресный, клишированный и неклишированный РЖ.

4. Благодарность в соответствии с моделью РЖ Т.В. Шмелевой мы определяем следующим образом.

а) его коммуникативная цель состоит в создании комфортного, гармоничного общения, усилении положительного эмоционального состояния, в котором находится адресат;

б) предполагается, что говорящий правильно оценивает речевую ситуацию и выбирает средства в зависимости от этапа речевого взаимодействия;

в) тип диктумного содержания определяется концептом данного РЖ – установление доброжелательных, гармоничных отношений. Автор говорит это, чтобы адресат знал, что автор хорошо к нему относится;

г) фактор коммуникативного будущего: предполагается обязательная ответная речевая (или невербальная) реакция адресата;

д) полная типовая семантическая структура высказывания со значением благодарности состоит из компонентов: субъекта + предиката + объекта-адресата;

е) языковое воплощение: междометные выражения, перформативные глаголы, слова с положительной коннотацией, наречия с функцией усиления значения, сообщение о событии-поводе.

5. С целью выявления особенностей РЖ благодарности в речевом общении младших школьников мы провели анкетирование среди учащихся 3-го класса МОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска Красноярского края. В опросе принимали участие 25 человек.

Детям предлагалось объяснить значение слова «благодарность». Анализ ответов учащихся показал, что  28 % (7 человек) дали адекватное толкование значения, например: «это хорошее отношение к тем, кого ты знаешь и уважаешь», «это доброе слово, которое приятно слышать», «это когда дарят грамоты». 52 % (13 человек) не смогли семантизировать предложенное слово. Объясняли его с помощью таких слов речевого этикета, как «спасибо», «здравствуйте», «приветствую», «до свидания», «пожалуйста». Такие ответы учащихся свидетельствуют о том, что они не могут точно употребить слово речевого этикета в соответствии с речевым жанром «благодарность». 20 % (5 человек) вообще не предприняли попытки объяснить значение предложенного им слова.

Отвечая на вопрос «Когда вами выражается благодарность другому человеку?», большинство учащихся указало, что за определённый поступок, т.е. выражение благодарности в речевом общении младших школьников является реакцией на поведенческий стимул.

Мы установили, что языковые средства выражения благодарности младших школьников представляют собой поле, в ядре которого находятся слова-маркеры РЖ: спасибо, благодарю; периферия семантического поля благодарности представлена лексемами мерси, сенкью и устойчивыми словосочетаниями не знаю, как тебя благодарить, нет слов.