logo
2010-student-i-nauka-2

Игровые проекты на уроках иностранного языка в старших классах

Игровой проект может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Мы предлагаем игровой проект по теме раздела «Is the system of Social Welfare in Russia Fair ?» для 11 класса общеобразовательной школы. Данная тема взята из учебника английского языка для 10-11 классов под редакцией В.П.Кузовлева (Unit 5). В познавательном аспекте цикл знакомит учащихся с некоторыми сторонами систем социального обеспечения населения в разных странах, с проблемами систем здравоохранения, с условиями жизни престарелых людей и ветеранов-инвалидов войны, с положением безработных, знакомит учащихся с некоторыми особенностями взаимоотношений членов семей, принадлежащих к разным поколениям; знакомит учащихся с понятием «государство всеобщего благосостояния», а также с различными точками зрения на правомерность существования таких государств. В воспитательном аспекте основной целью является формирование гуманитарного мировоззрения – воспитание правового сознания, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, воспитание чувства патриотизма, воспитание уважительного отношения к пожилым людям, воспитание чувства сострадания к людям, относящимся к категориям безработных, бездомных, инвалидов, людям, живущим за чертой бедности. В развивающем аспекте целью является развитие способности к выражению различных видов оценки общественных явлений и поступков отдельных личностей.

Как правило, в игровом проекте главным содержанием становится ролевая игра, когда учащиеся-участники принимают на себя определенные роли (министров, банкиров, граждан) для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существовавших ситуаций.

Для реализации игрового проекта по данной теме учащиеся выбрали необходимые роли, соответствующие теме проекта: корреспонденты, пожилые люди, молодая семья, малообеспеченные, богатые люди, бомжи, безработные, ветераны, инвалиды, матери, работники социальной защиты и медицинской службы. Учитель берет на себя роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется совет или источники информации.

К завершению проекта учащиеся могли высказываться по данной теме. Мы стремились активизировать детей не внешней развлекательностью, а заинтересовать собственно темой. На протяжении всего урока учащиеся активно принимали участие в игре. Выступления детей были очень эмоциональны. Все вопросы и задания, подготовленные для учащихся, обсуждались в дружелюбной атмосфере. Учащиеся с большим увлечением высказывали различные точки зрения на обсуждаемые проблемы. Они показали очень хорошую подготовку к проекту.

Учителю необходимо стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться своим учащимся, не исправлять сразу ошибки, и путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы учащиеся сами исправили и оформили свой ответ. Собственные формулировки следует предлагать лишь тогда, когда это действительно необходимо и по возможности стараться проявлять больше сдержанности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В ходе выполнения данного проекта у учащихся формируется самостоятельность в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно.