logo
2010-student-i-nauka-2

Языковая рефлексия пассажиров на рекламу в маршрутном телевидении

Российский рынок видеорекламы в транспорте в настоящее время находится на стадии становления. Называют «медийные экраны» везде по–разному: маршрутное телевидение (Москва, Челябинск), автобусное телевидение (Москва), авто-телевидение (Санкт-Петербург), транспортное телевидение (Новосибирск), пассажирское телевидение (Омск), транзитное телевидение (Санкт-Петербург) и т.п. С начала 2008 г. в Лесосибирске также появилось своё «Лесосибирское маршрутное телевидение» (ЛМТ). За год работы новый рекламный носитель успешно «прижился» в информационном поле городского пассажирского транспорта. Сейчас и пассажирами, и рекламодателями монитор в транспорте воспринимается как обычное средство информирования населения. Более того, отмечены положительные стороны такой рекламы: например, для пассажиров есть возможность с интересом скоротать время в пути, а для рекламодателей – это канал для информирования о новинках в сфере товаров и услуг. Нередко на маршрутном телевидении можно наблюдать и социально значимую рекламу, такую, скажем, как призывы к соблюдению ПДД пешеходами и водителями.

Восприятие телерекламы в маршрутном телевидении и отношение к ней определяется параметрами языковой рефлексии пассажиров, которая проявляется по–разному, поскольку работой маршрутного телевидения одни довольны, другие нет. В нашем исследовании была поставлена задача выявить языковую рефлексию жителей нашего города. Для этого было проведено анкетирование преподавателей и студентов нашего института, постоянно пользующихся «маршрутками», включающее 10 вопросов.

Все анкетируемые ответили, что ездят в маршрутных автобусах и обращают внимание на экраны ЛМТ. К нему они относятся как положительно (78%, типичные ответы: «Когда едешь – скучно, а так можно что-нибудь посмотреть. Гороскоп, например»; «Интересно придумано. Отвлекает внимание, когда в автобусе много народу»), так и отрицательно (22%: «Много ошибок и бесполезная реклама»; «Высокая скорость, не успеваю прочесть всю информацию. Не нравится цвет»; «Нет звука – это плохо). На вопрос «Нужно ли маршрутное телевидение в нашем городе?» 94% ответили «Да», 6% воздержались от ответа.

64% информантов положительно оценивают рекламу на ЛМТ, но очень часто добавляют свои пожелания: «Нормальная реклама, только пусть ошибок меньше делают. Стыдно…». 18% опрошенных отрицательно оценивают рекламу и её качество: «Мало рекламы. Да и туповата она»; «Низкое качество, мало информации. Скучно». На вопрос «Запоминаете ли Вы содержание рекламы, транслирующейся на ЛМТ?» 54% информантов ответили, что не запоминают, 20% ответили «иногда», 24% ответили, что запоминают.

82% респондентов лучше воспринимают картинку, 8% - текст, 8% - и картинку, и текст, 2% пассажиров не воспринимают ничего. Были получены ответы и на вопросы «Реклама каких товаров и услуг Вам больше всего запомнилась?», «Пользовались ли Вы когда-нибудь услугами, предлагаемыми в рекламных роликах ЛМТ?», «Что бы вы хотели видеть на экранах ЛМТ в будущем? Ваши пожелания».

Таким образом, отношение к телерекламе в городском транспорте варьируется от положительного (всё же большинство пассажиров расценивают её, как и маршрутное телевидение в целом, как явление необходимое и полезное) до отрицательного. В обоих случаях отмечаются недостатки, которые следовало бы учесть организаторам маршрутного телевидения. Окончательные результаты и материал нашего исследования после его завершения будут представлены руководителям ЛМТ.