logo
2010-student-i-nauka-2

Некоторые приемы оптимизации обучения лексике на уроках английского языка

Как известно, основной целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Содержание обучения направлено на формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в пределах понимания и передачи информации.

Владение лексикой иностранного языка является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели, так как при формировании и формулировании мысли, по И.А. Зимней, лексические средства играют большую роль. Лексические единицы иностранного языка усваиваются не как эквиваленты слов родного языка, а в типичных контекстах и нормах употребления, свойственных изучаемому языку. Как отмечал Л.В. Щерба, при обучении иностранному языку убеждаешься, что действительность в разных языках предстает по-разному. Поэтому нам представляется важным развитие языкового мышления.

Обычно учащиеся испытывают трудности, связанные с разнородностью лексического материала. Многократное механическое повторение лексики часто не приносит желаемого результата. По законам памяти человеку свойственно забывать примерно 50 % полученной информации после её первого предъявления. Соответственно для усвоения значения, формы и употребления слов необходимо искать нетрадиционные методы и приемы. Необходимо оптимизировать этот процесс, используя принцип словообразовательной ценности, т.е. способности слов образовывать новые слова с помощью префиксов и аффиксов.

Словообразовательными средствами в английском языке служит достаточно большое количество префиксов и аффиксов, обладающих высокой смыслообразовательной ценностью. Задача учителя, в нашем понимании, состоит в том, чтобы организовать процесс обучения лексической стороне речи таким образом, чтобы подобрать эффективную систему упражнений, направленных на обучение учащихся правильному использованию словообразовательных средств. Логически построенная система упражнений поможет учащимся достаточно быстро находить корневое значение слов, анализировать, а в последующем самим формировать лексические гнезда. Такая работа будет способствовать лингвистическому развитию учащихся, стимулировать их мышление и, в конечном счете, вести к более продуктивному овладению иноязычной лексикой.

Современному учителю необходимо иметь набор методов и приемов, которые будут стимулировать учащихся самостоятельно добывать знания, обрабатывать и творчески применять их при работе над лексической стороной речи. Это, в свою очередь, поможет более эффективно формировать, развивать и совершенствовать иноязычные коммуникативные навыки и умения учащихся, стимулируя иноязычное общение.