logo
2010-student-i-nauka-2

Лингвистическое отражение философских понятий и моральных ценностей в системе гендерного измерения

В современном мире понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов маскулинности и феменинности, отражающих различия в психике, личной и профессиональной судьбе мужчин и женщин. Именно в выявлении и лингвистической обработке таких стереотипов заключается цель нашей работы.

Для исследования гендерного измерения, которое актуально для всех уровней языковой системы и глубоко характеризует семантику лексических единиц, пронизывая как денотативное, так и коннотативное значения, используется один из наиболее эффективных, апробированных и часто используемых методов – метод свободной ассоциации. Основу анкеты составляют 19 слов-стимулов, в числе которых присутствуют наименования философских понятий (жизнь, смерть), моральных ценностей (семья, дружба, счастье), основные гендерные термины (мужественность, женственность), номинация обыденных явлений (работа, знакомство, свидание). Ассоциативный эксперимент проводился с представителями обоих полов, входящих в возрастную группу «Молодость» (от 18 до 40 лет), которая определена по градациям, установленным ЮНЕСКО. По результатам заполнения испытуемыми поло-ролевого опросника С. Бэм выделились 3 группы: андрогиния у мужчин, андрогиния и фемининность у женщин.

Сопоставление реакций участников эксперимента позволило сделать некоторые интересные выводы, касающиеся различия мужчин и женщин даже в андрогинии. Сильный пол склонен к символизации («жизнь» - «свет», «любовь» - «сердце») и образности («красота» - «совершенство форм»), а слабый – к передаче чувств, сопутствующих этим явлениям («жизнь» - «радость», «любовь» - «счастье», «красота» - «гордость»). Аспект внимания последних направлен на атрибутику и обряд («свадьба» - «белое платье», «свидание» - «цветы»), в отличие от преобладания в ответах мужчин объектов, служащих ориентирами в пространстве («свидание» - «остановка», «знакомство» - «клуб»). В отношении профессионального становления женщины оказались практичнее («работа» - «деньги») сильной половины, которая, прежде всего, стремится к самоутверждению («работа» - «самореализация»). Семантика реакций мужчин поверхностна («женственность» - «красота»), тогда как сами представительницы прекрасного пола выделяют в себе в качестве основной характеристику чувства; «нежность». Совпали реакции на обыденные явления («дети» - «радость», «семья» - «дети»), на стимул с негативным значением («измена» - «предательство») и на гендерное понятие «мужественность» («сила»). Это свидетельствует о схожей ценностной ориентации обоих полов.

Отличия андрогинии и фемининности у женщин невелико. Заключается оно в ощущении собственной слабости последних («сила» - «защита») и их стремлении обрести сильное плечо в личной жизни («свадьба» - «жених») и самоутвердиться в профессиональной сфере («работа» - «успех»).

Таким образом, большей частью гендерных отличий члены современного общества обязаны социализации, а не врожденным признакам мужчины и женщины. Следовательно, извлечение лексико-семантических стереотипов из подсознания реципиентов с помощью ассоциативного эксперимента позволит сформировать фрагмент картины мира носителя языка с учётом специфических гендерных особенностей.