logo search
2010-student-i-nauka-2

Особенности моделирования образа персонажа в романе евгения ивановича замятина «бич божий»

Евгений Замятин в статье о художественной речи высказывает свою точку зрения о правильности воплощения творческого замысла при создании персонажей в художественном тексте. Он отмечает, что при создании образов продуктивней всего является детальная разработка одного, как правило, главного образа. При разработке образа главного героя Замятин предлагает использовать прием оживления. То есть за счет наблюдения за персонажем извне создать ощущение, что перед читателем возникает образ незнакомого человека, о котором он узнает лишь в ходе развертывания событий и детального описания его внешности, поведения, манере говорить. Замятин во всех своих произведениях воплощает эту идею при создании персонажа.

Так, в романе «Бич Божий» перед читателями появляется образ Атиллы. Атилла – главный герой незавершенного романа Е.И.Замятина «Бич Божий», сын хунского князя Мудьюга, отданный римскому императору как заложник. Образ главного героя, согласно теории Замятина, возникает практически на первых страницах произведения, об Атилле мы узнаем, что он представитель варварского племени хунов, характерными чертами которого является кочевой образ жизни. Жизнь подобных племен была, как правило, неразрывно связана с завоевательными опустошительными походами, с охотой, с проживанием в сложных климатических условиях. Согласно характеристикам, свойственным условиям проживания племени, складывается и мировосприятие Атиллы.

Во второй главе романа мы узнаем о рождении Атилла, с этого момента можно проследить, как в рамках повествования от третьего лица проявляется точка зрения главного героя, как переплетается план повествователя с планом главного персонажа.

С точки зрения типа нарратива перед нами классическая форма повествования от третьего лица. На это указывают:

- личные формы местоимений она, он, они (например, «Они ехали почти не останавливаясь. Как Адолб, как все, Атилла умел спать, положив голову на шею коня»);

- то, что повествователь является творцом художественного мира и обладает божественным всеведением (Например, «В эту ночь Атилла увидел отца в последний раз»). Авторское всеведение в тексте не ограничивается, повествователь изображает внешний мир свободно.

Повествователь в рамках произведения практически никак себя не проявляет, но при этом ярко представляет внутренний мир главного героя. Согласно детскому восприятию действительности формируется точка зрения Атиллы, в рамках которой появляются такие бинарные понятия, как теплый - холодный, большой (высокий) – маленький (Например, «Но он всегда поднимался и снова падал, чувствую на шее холодные руки» и «Атилла почувствовал его пальцами, он почувствовал также капли на щеке, они были теплыми»). Эти понятия становятся основополагающими в познании окружающей действительности Атиллой и являются сигналами о том, что перед нами точка зрения персонажа. Например, «Он учился стоять, хватаясь за ноги стреноженных лошадей, теплой и круглой была грудь женщины, теплым был щенок, вместе с которым он спал. Холодным был брат, Бледа. Он был выше Атиллы, он холодными руками толкал его сзади». Данные сравнения приводятся автором с опорой на опыт главного героя. Именно его внутренние ощущения и оценки представляет данный текстовый фрагмент.

Это один из примером проявления точки зрения Атиллы в рамках повествования, но следует отметить, что оно является характерным для всего повествования в романе.