logo search
2010-student-i-nauka-2

Проблемы текстовосприятия как теоретические основы методики распознавания авторского замысла

Единый государственный экзамен по русскому языку, предполагающий в творческой части написание рецензии на прочитанный текст, высветил по-новому проблему обучения текстовосприятию, или проблему адекватного понимания анализируемого дискурса.

В сложившейся методике развития речи данной проблеме уделяется определенное внимание, которого, как обнаружила практика проведения государственных экзаменов за курс неполной (ЕРЭ) и полной (ЕГЭ) средней школы, оказалась недостаточно для полноценного написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста.

Анализ научно-методической литературы обнаружил, что в основе сложившейся ситуации лежит несколько причин. Первой очевидной причиной является отсутствие продуманной системы работы по обучению текстовосприятию. В неполной средней школе она исчерпывается устным пересказом или письменным изложением прочитанных текстов. Обучение сжатому пересказу и изложению, демонстрирующему подлинное понимание исходного текста, занимает довольно скромное место. Другой причиной является отсутствие системы работы над смысловым содержанием текстов различной речевой природы (описания, рассуждения, повествования), предусматривающей развитие различных стратегий смыслового восприятия.

Менее очевидными являются две другие немаловажные причины. В современной науке они обозначены как психолингвистические проблемы. К первой подобной проблеме относится отсутствие у современных школьников полноценной практики чтения, в процессе которого формируется важная составная часть механизма речи – механизма предвосхищения содержания воспринимаемого текста по его началу и ключевой лексике. Механизм предвосхищения отвечает за формирование возможных вариантов развертывания воспринимаемого явления и сужение их в ходе аналитического чтения до авторского замысла. Отсутствие этого механизма приводит к появлению одного, чаще ложного варианта развертывания, сужающего или искажающего авторский замысел. В итоге учащийся-читатель не воспринимает во всей глубине представленный текст, а интерпретирует его в соответствии с собственным, чаще небогатым жизненным и читательским опытом.

Ко второй психолингвистической проблеме относится несовпадение в полном объеме операций текстовосприятия и текстопорождения. На этом вопросе хочется остановиться специально, поскольку в современной методике развития речи господствует иная точка зрения. Большинство методистов полагает, основываясь на работах Н.И. Жинкина, что самым важным в школьном курсе развития речи является обучение созданию текстов (сочинению), в ходе которого естественным образом сложится и способности к адекватному восприятию смыслового содержания заданных текстов. Однако сравнение результатов процессов текстопорождения и текстовосприятия обнаружили, что в последнем случае появляются такие ошибки, которые никогда или эпизодично сопровождают процесс создания собственных высказываний: незнание значений слов, относящихся к ключевой лексике текста; неверная трактовка значений слов, относящихся к ключевой лексике текста; выведение в план ключевой лексики известных учащемуся слов и словосочетаний, не отражающих основную тему и идею текста. Как результат, происходит неверная трактовка авторского замысла.

Очевидно, что преодоление вышеперечисленных причин должно лечь в основу разработки теоретических основ обучения текстовосприятию в школе.