logo search
2010-student-i-nauka-2

Лингво-стилистические особенности текстов песен в стиле рэп

Рэп – популярное музыкальное направление, которое имеет отличительные особенности, связанные, прежде всего, с манерой, техникой исполнения и текстуальной основой оригинальных произведений.

Рэп (от английского rap - стук, удар) - один из основных элементов стиля хип-хоп музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Рэп зародился в 1970 г., в районе Бронкс среди афроамериканцев и изначально имел вид незамысловатых рифмованных куплетов, которые исполнялись не в коммерческих целях, а ради удовольствия. Соревновательный характер рэпа проявляется в батлах (словесных поединках). Аналогию рэпу можно найти и в русском фольклоре, а именно в частушках.

Наше внимание привлекло творчество таких рэпперов, как Chet и Mr. Hyde, которые неоднократно становились победителями на рэпперских батлах.

Анализ текстов их песен позволяет сделать заключение о том, что они не просты содержательно и насыщены разнообразными приёмами и средствами художественной выразительности, обнаруживающимися на всех языковых уровнях. Одним из наиболее частотных и действенных фонетических приёмов в текстах рэп-исполнителей является аллитерация: Я выжил, вы же уже не важно выжили... Пищи на пепелище ищем, джунгли ищем, угли и Маугли… [Chet. Полипептидные дыры]. Повтор шумных, шипящих согласных «оживляет» текст: джунгли наполняются жужжанием насекомых, шелестом растений, шипением змей; пепелище шуршит и трещит углями под ногами.

Парономазия как средство выразительности также опирается на фонетику, выявляет сходство слов не по родству, а по звучанию: …не плачь! Палачи, дровосеки хрустальные пирамиды воздвигнут. Парономазия используется для установления ассоциативных связей между генетически далёкими словами. Слова палач и плакать не однокоренные, но, тем не менее, между ними несложно установить логическую связь. Они семантически близки к теме несчастья, горя, так как следствием работы палача всегда является утрата, боль, слёзы [Chet. Забытые страницы истории].

На лексическом уровне текстов (в противопоставлении тематических групп) заложен конфликт города и природы [Chet. Полипептидные дыры], безразличия молодёжи к прошлому своего Отечества и невостребованного исторического наследия [Chet. Полипептидные дыры].

Тексты песен отличает динамичность, интенсивность, что наводит на мысль о морфологическом доминировании глагола. Но по нашим подсчётам в текстах преобладают существительные. Это признак насыщенности текста авторскими образами. Подлежащее двусоставных предложений чаще всего выражено личными местоимениями я, мы и вы, что свидетельствует о субъективности, обращенности текстов к непосредственным участникам речевого общения.

Анализируемые тексты представляют собой не только сплав фонетических, лексических и грамматических средств выразительности, в них много и синтаксических особенностей. Обилие номинативных предложений определяется морфологическим наполнением текста (преобладанием существительных). Стилистический интерес представляют экспрессивные возможности однородных членов предложения, текст изобилует перечислениями: …в полости, в пасти, в пропасти… – однородные обстоятельства места нагнетают ощущение безнадёжности и безвыходности (градация).

Предпринятое исследование доказывает, что вопреки сложившемуся мнению об однообразии и примитивности рэпперских произведений, тексты песен этого стиля не лишены художественных достоинств, изобретательны и даже в некоторой степени виртуозны. В том числе этим объясняется их значительное влияние на молодёжную аудиторию.