logo search
2010-student-i-nauka-2

Обучение лексике в старших классах через использование игровых приёмов

Возможности уроков иностранного языка в формировании коммуникативных навыков и умений чрезвычайно широки. Обновление содержания обучения английскому языку проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельностного характера обучения в целом.

Как известно, мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Значит, учителю необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащегося были активизированы. Поддержанию должного уровня познавательного интереса к иностранному языку в этом возрасте способствует личностный подход к старшеклассникам, требующий прежде всего отношения к ученику как к личности с её потребностями, возможностями и устремлениями. Личностно-ориентировочный подход является действенным средством их развития. Развивающее значение учебной деятельности неизмеримо возрастает, если в неё органичным элементом входит игра.

У игры есть ряд существенных преимуществ:

Играя, учащиеся могут проявить свою фантазию, развивается их личность, творческие возможности. Игровые формы обучения иностранному языку достаточно актуальны на старшей ступени школьного образования. Учащиеся проявляют интерес и хорошо запоминают ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют своё внимание на конкретных лексико-грамматических задачах, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.

Обычно овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения. Это достаточно утомительно и однообразно. Затрачиваемые усилия не приносят удовлетворения. Изучение лексического материала в нетрадиционной, игровой форме позволяет обеспечить естественную необходимость повторения лексического материала и позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса. В результате этого создаются прочные и гибкие лексические речевые связи.

Лингвистические дидактические игры подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. К индивидуальным можно отнести кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым – игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок со словами или нахождение их с помощью вопросов и др.

Лексические игры способствуют развитию познавательного интереса, творческого мышления, дают возможность пережить радость самостоятельных открытий. А сам процесс усвоения лексического материала превратится в личное достояние каждого учащегося, развивая и расширяя мировосприятие старших подростков.

Будущие учителя английского языка должны хорошо понимать, что успех обучения иностранному языку во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит свои уроки. Игровые приемы, используемые при работе над лексической стороной иноязычной речи, способствуют решению этой задачи.