logo search
2010-student-i-nauka-2

Обучение диалогической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

Непрерывный процесс коммуникации является неотъемлемой частью нашей жизни. Коммуникативные навыки выполняют, пожалуй, одну из основных функций в формировании профессиональных компетентностей современного специалиста любого уровня и профиля. Поэтому воспитание языковой личности учащихся является весьма актуальной целью системы образования.

Не секрет, что в обучении иностранным языкам большинство педагогов и методистов отдают предпочтение диалогической речи, так как она отличается большей распространенностью, функционирует буквально в любом виде речевой деятельности, являясь доминирующей формой устной речи.

Например, если человек едет в другую страну по личным делам или по туристической путевке, или собирается налаживать деловые контакты с иностранными партнерами, ему необходимо владеть иностранным языком, чтобы общаться с представителями других стран. Кроме того, большой популярностью пользуется общение по Интернету в различных чатах. Но разве это может заменить настоящее общение? Гораздо интереснее общаться, разговаривать с человеком реально, чем виртуально. Все это требует развития коммуникативных компетенций, навыков и умений диалогической речи.

Немаловажной в устной коммуникации является организация самого акта общения, составными элементами которого являются вступление в общение и проявление инициативы, поощрение к общению и поддерживание его и, наконец, завершение общения. Владение этими элементами позволяет учащимся вступать в контакты и осуществлять общение и обмен информацией в форме, принятой данным языковым коллективом и закрепленной в традициях народа-носителя изучаемого языка. В диалогической речи обмен репликами в их последовательности отражает логическое развитие коммуникации и реализацию речевых намерений всех, участвующих в ней.

В отличие от монологической формы говорения, диалогу свойственна эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, рекуррентных готовых фразах, разговорных формулах, всевозможных штампах и клише.

Обучение ведению диалога на уроках иностранного языка включает в себя такие речевые умения, как начать, поддержать и закончить разговор, поздравить, выразить пожелание и быть готовым ответить на него, выразить благодарность, вежливо переспросить, выразить согласие или отказ и т.д.

Диалогическая речь всегда мотивирована. Появление у человека желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизвести чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это прежде всего использование таких стимулов, которые вызывают потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательных отношений, заинтересованности в каких-либо делах, стремлении выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают учащихся к тому, чтобы слушать и говорить на изучаемом языке и делать это с удовольствием. Для реализации этих целей во время прохождения педагогической практики наши студенты на уроках английского языка стремятся создавать ситуации, максимально приближенные к реальному общению и вызывающие живой отклик со стороны учащихся, и, следовательно, способствующие развитию их коммуникативных умений и навыков.