logo search
2010-student-i-nauka-2

Модель учителя иностранного языка в новой парадигме образования

Начиная с конца XX и начала XXI века, российское образование претерпевает значительные изменения. В современном мире преобразования касаются всех сфер человеческой жизни: развиваются технологии, наука, изменяются межличностные, экономические, политические отношения. Эти изменения влияют на цели, задачи, а также и само содержание образования.

В новой парадигме образования на первое место ставится идея открытого общества, идея человека, воспитанного на уважении собственной культуры и чужих культур, способного сознательно отвечать за свои действия, творчески мыслить, воспринимать мир через эстетическую призму. Все большая роль отводится не самому процессу получения знаний, а осознанию их смысла и важности. Возрастает роль гуманитарных наук: языков, искусства, литературы, истории и т.д.

Основу новой парадигмы образования составляет компетентностный подход. В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции.

Сторонники компетентностного подхода (Е.Н. Соловова, В.Н. Макарова, Н.Л. Гончарова, И.Л. Колесникова, М.В. Тамашевич, М.К. Кабардова, Е.В. Арцишевская, И.Я. Зимняя) отмечают различный состав профессиональной компетенции. Проанализировав работы этих ученых, мы пришли к выводу, что состав профессиональной компетенции практически одинаков. Однако некоторые названия составляющих профессиональной компетенции повторяют друг друга или не точно отображают ее сущность. Обобщив и систематизировав состав профессиональной компетенции, следует выделить следующие ее составляющие:

После определения компонентного состава профессиональной компетенции были составлены анкеты для изучения мнения учащихся и педагогов по этому вопросу. В результате полученных данных необходимо отметить, что не все учителя обладают вышеперечисленными компетенциями. Многие из них даже не умеют работать на компьютере, не используют новые технологии.

Следует отметить, что для того чтобы новая парадигма образования, в основе которой лежит компетентностный подход, имела продуктивные результаты при подготовке профессиональных педагогов, акцент следует делать не на навыках и умениях, а на компетенциях. По окончании ВУЗа или курсов повышения квалификации будущий специалист должен иметь представление о компетенциях и успешно пользоваться ими в своей педагогической деятельности.