logo search
2010-student-i-nauka-2

Ролевая игра как средство создания мотивации к овладению иностранным языком на уроках английского языка в начальных классах

Целью учителя английского языка на начальном этапе обучения является пробуждение интереса к изучению иностранного языка, способность сделать процесс обучения посильным и радостным. Большую помощь в этом оказывает ролевая игра, в частности, инсценировка как один из ее видов. Она эффективна, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и имеет образовательное значение. Такая работа способствует совершенствованию навыков и умений устной речи, а главное – развитию воображения детей и их творческих способностей.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, мотивирует речевую деятельность. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

С целью обогащения словарного запаса можно вводить междометия, фразы, которых нет в учебнике. В таком случае происходит разноуровневое обучение, то есть сильные ученики усвоят дополнительный материал, а остальные, может быть, частично.

Большую помощь в организации учебно-речевой ситуации на уроке оказывает использование реквизита (картинки, маски, пальчиковые куклы и другие), что помогает ученикам очень быстро и естественно войти в роль, делает более свободными и естественными их движения, помогает обрести уверенность в себе.

Целью творческих уроков является:

  1. ориентация на овладение учащимися аспектами языка – произношением, лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи;

  2. закрепление грамматического материала: построение вопросительного и восклицательного предложения и их интонация;

  3. обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и новых слов.

Развивающими задачами таких уроков являются:

  1. развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей и др.);

  2. развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение и др.);

  3. развитие навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Использование ролевой игры на уроках английского языка в начальных классах превращает занятие из монотонного воспроизведения материала в яркий, полный положительных эмоций и плодотворный урок.

Итак, ролевая игра – один из основных путей развития творческой активности на уроках английского языка и она позволяет вовлечь учащихся в процесс активного усвоения английского языка. Это дело достаточно трудное и во многом определяется стремлением учащихся к приобретению и совершенствованию своих языковых умений и навыков.