logo search
2010-student-i-nauka-2

Формирование толерантной личности на уроке иностранного языка

В современном мире проблема толерантности стоит очень остро. Без взаимоуважительного и терпимого отношения друг к другу невозможно мирное сосуществование различных народов, религиозных обществ, культур. Политика миростроительства проводится по всему миру, но для такой многонациональной и многокультурной страны, как Россия, проблема формирования национально-культурной толерантности является особо актуальной.

Школа, наряду с семьей, окружением, различными общественными организациями играет важную роль при формировании толерантности личности. В то же время результаты проведенного нами анкетирования показали, что уровень толерантности у учащихся среднего звена является недостаточным для бесконфликтного взаимодействия. Система образования не направлена в нужной мере на воспитание толерантной личности, не хватает научно-методического и содержательного обеспечения процесса воспитания толерантности.

Мы полагаем, что особую роль в решении данной проблемы может сыграть урок иностранного языка, т.к. именно изучение иностранных языков и культур способствует всестороннему развитию личности и является наиболее эффективным механизмом воспитания толерантности. При этом под толерантной личностью мы, в соответствии с Декларацией принципов толерантности, понимаем личность, у которой сформировано уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Анализ специальной литературы показал, что наиболее эффективными методами воспитания толерантности на уроке иностранного языка являются упражнение и метод рефлексии. Нами был разработан комплекс упражнений, направленных на формирование толерантной личности в процессе обучения межкультурному общению на английском языке. Целями упражнений являются:

  1. обучение правильному и корректному владению языком с точки зрения норм англоязычной коммуникативной культуры;

  2. разрушение стереотипов, предубеждений;

  3. воспитание таких качеств толерантной личности, как уважение к личности собеседника, отказ от насмешек, дискриминации, неприятие таких видов взаимодействия, как сегрегация, подавление или насилие и др.

Приведем пример одного из таких упражнений:

Упражнение «Доброта» (15 мин).

Цель: развивать понимание другого человека, благожелательность и уважение личности друг друга, общение без осуждения и критики.

Содержание упражнения: ученикам предлагается за 5 мин подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес какого-нибудь из присутствующих. Рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.

Языковой материал: I appreciate…, I like it when you…, it is very good that you... и др.

Итак, результаты проведенного обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что систематическое выполнение разработанных нами упражнений способствует развитию толерантной личности учащихся, готовой к эффективному взаимодействию с представителями другой культуры в процессе межкультурного общения.