logo search
2010-student-i-nauka-2

Использование метода проектов для развития готовности студентов университета к межкультурной коммуникации

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Исследованием метода проектов занимаются многие современные ученые в России и за рубежом: М. Ворчауэр, Л.В. Загрекова, Е.С. Полат, А.Ю. Уваров и др. Некоторые учёные отмечают эффективность и необходимость применения метода проектов для развития готовности к межкультурной коммуникации, при формировании компетентности, межкультурной и социо-культурной компетенции. На взгляд американского учёного Марка Ворчауэра, проект является наиболее эффективной формой организации обучения иностранному языку.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, студентам требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в вузе, не только в обучении иностранному языку и необязательно предваряя работу студентов в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для студентов (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему для обсуждения в процессе работы над темой программы.

Использование метода проектов наиболее целесообразно в процессе развития готовности к межкультурной коммуникации и творческого применения языкового материала, поскольку этот метод может позволить решить многие дидактические задачи и, соответственно, превратить занятия иностранным языком в дискуссионный клуб, где решаются практически значимые и доступные студентам проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка на основе реализации межкультурного взаимодействия.