logo search
2010-student-i-nauka-2

Тсо и современные информационные технологии на уроке английского языка

На сегодняшний день использование в учебно-педагогическом процессе технических средств обучения (ТСО) и современных информационных технологий (СИТ) представляет собой качественно новый этап в теории и практике педагогики, внося свои коррективы и в традиционное преподавание иностранных языков. Актуальность выбранной тематики обусловлена несоответствием огромных возможностей, предоставляемых ТСО и СИТ, и малой степени их применения при обучении английскому языку.

Для определения степени применения современных информационных технологий на базе технических средств обучения и степени их влияния на процесс обучения английскому языку было проведено исследование в 11 классе МОУ СОШ № 4 города Лесосибирска, включающее в себя анкетирование и цикл уроков с активным применением ТСО и СИТ. Вопросы анкеты были составлены на базе нескольких основополагающих моментов: степень применения ТСО и СИТ в учебном процессе в целом и на уроке английского языка в частности; отношение к эффективности применения ТСО и СИТ на уроке английского языка и более интенсивному их использованию; самостоятельное использование ТСО и СИТ для изучения английского языка. По итогам анкетирования были сделаны следующие выводы: применение ТСО и СИТ на уроках английского языка в старших классах МОУ СОШ № 4 города Лесосибирска организовано в недостаточной степени и не в полной мере. Причиной данного положения вещей является неготовность преподавателей к полноценному внедрению в учебный процесс данных средств, в то время как учащиеся считают, что применение ТСО и СИТ положительно влияет на процесс изучения английского языка.

Тематикой цикла уроков с интенсивным использованием ТСО и СИТ стал раздел учебника «English 10-11 класс» под редакцией Кузовлева о социальной системе обеспечения. Был использован следующий дидактический материал: мультимедиа презентация «The Welfare System»; видеоролики «The Swedish social welfare system in collapse», «Why do we need the welfare state?». Ученики разработали дидактический материал в процессе проектной деятельности по данной теме: flash-мульт «Create The Best Welfare System», видеоролик«Who is Guilty and What to Do?», мультимедиа презентация «The System of Social Welfare. USA & Russia». Технические средства, использованные для создания и воспроизведения дидактического материала, - персональный компьютер, видеокамера, мультимедиа-проектор, настенно-потолочный экран. СИТ были использованы в качестве поиска информации и дидактического материала. Цикл уроков с интенсивным применением ТСО и СИТ был завершен проведением теста, созданного с помощью электронного конструктора тестов и включавшего в себя задания, направленные на проверку знания лексики по данной теме. Заключительный этап исследования, беседа с учащимися класса показала, что в школе недостаточное количество технических средств, не отработана методика их применения на уроках английского языка. В то же время эффективность использования СИТ на базе ТСО при изучении английского языка в школе несомненна как с позиций презентации учебной информации, так и со стороны осуществления контроля знаний.

Кроме того, школа недостаточно оснащена специализированными техническими средствами, позволяющими совершенствовать процесс обучения иностранному языку - лингафонными кабинетами на базе современной цифровой техники, плазменными информационными панелями. На наш взгляд, адекватное использование ТСО и СИТ в процессе обучения иностранному языку будет содействовать достижению необходимого уровня владения иностранным языком учащимися уже в рамках средней школы.