logo search
2010-student-i-nauka-2

Уфа: «ассоциативный шлейф» в сознании жителей

Психолингвистическая составляющая предполагает выход на уровень собственно когнитивных процессов, связанных с особенностями репрезентации знаний, стоящих за словом, в сознании человека. Отсюда – выявление когнитивного механизма, определяющего алгоритм создания структуры индивидуального значения, и соотношение двух начал в значении слова - субъективного и объективного. Наши эксперименты показывают связь слова-стимула с различными языковыми единицами, демонстрируя текучесть, подвижность психологического значения с всевозможными комплексами признаков. Особенно интересны, на наш взгляд, в этом отношении опыты с ономастической лексикой. Оним Уфа (столица Республики Башкортостан, которой уже 435 лет), представляет собой в этом отношении интересный предмет исследования.

Ассоциативный эксперимент - метод сбора и анализа данных, направленный на проверку гипотезы относительно причинных связей между явлениями. Изучение ассоциативных реакций на слово-стимул Уфа позволяет выявить составляющие элементы смысла этого онима и смоделировать языковой образ города. Наш эксперимент был направлен на то, с какими достопримечательностями и известными личностями ассоциируется Уфа, какие ассоциативные поля можно выделить в ходе исследования.

Метод ассоциативного эксперимента позволил нам выделить группы реакций-антропонимов (реакции даются по опросным листам):

Деятели искусства: Земфира (32), Шевчук (24), Рудольф Нуриев (15), З.Исмагилов (6), Люмен (5), Ф. Шаляпин (5), А. Губин (3), Михаил Нестеров (3), Год Змеи (2).

Поэты и писатели: Мустай Карим (20), С. Аксаков (18), М. Акмулла (6).

Спортсмены: М. Чудов (7), Кадыров (1), Селиверстов (1), Красников (1).

Политики: М. Рахимов (14), Байдавлетов (2).

Реакции-урбанонимы также разделяются на группы:

Театры, музеи: Театр Оперы и балета Р. Нуриева (5), РусДрам (3), БашДрам (1).

Парки: Парк Победы (3), Гафури (3), Парк Крупской (2), Якутова (2), Аксакова (1).

Памятники: Салавату Юлаеву (58), Монумент Дружбы (41), Ленину (19), Александру Матросову (14), М. Акмулле (11), Скорбящей Матери (8), Шаляпину (6).

Известные здания: Телецентр (2), ипподром Акбузат (2), Огни Уфы (1), Курултай (1), Здание банка Уралсиб (МКАД)(1), Гостиный двор (1), Конгресс-Холл (1).

Храмы и мечети: Ляля-Тюльпан (9), Собор Рождества Богородицы (8), Ихлас (2).

По окончании анализа полученных данных, мы заметили стереотипность в приведении словесных реакций среди антропонимов: С. Юлаев (37), Земфира (32), Ю. Шевчук (24), М. Карим (20), С. Аксаков (18), Р. Нуриев (15); урбанонимов: памятник С. Юлаеву (58), Монумент Дружбы (41), памятник В. Ленину (19), памятник А. Матросову и М. Губайдуллину (14). Эти же стереотипные реакции являются наиболее частотными.

Студенты в качестве ассоциаций приводили некоторые исторические справки или городские мифы относительно того или иного здания или памятника архитектуры, например:

Памятник «Мальчик с кураем», напротив кинотеатра «Искра», ассоциируется с известной фразой: «Все продай, купи курай!», которую «навеяла» горожанам обнаженная фигура мальчика.

Памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны (в районе Аграрного университета) имеет в народе название «Без пяти семь». Это название родилось во времена, когда спиртные напитки продавали только до 19-00. Три мужские фигуры, рвущиеся вперед, иллюстрировали бытовые картины того времени.

Наше исследование помогает сформировать образ города, благодаря тому, что в сознании жителей топоним Уфа отражает богатую культурно-историческую память.