logo search
2010-student-i-nauka-2

История изучения цветовых слов в современной лингвистике

В последнее время проявился огромный интерес к лексике цветообозначений в зарубежной и отечественной лингвистике, семантике и психолингвистике (см., например, работы Берлина и Кейя, В.А.Москвина, Н.Ф.Пелевина, П.Хилл, И.С.Куликовой. и др.). Такой интерес связан с проблемами определения лексических систем, семантических полей, с использованием методов современной семантики на всех пластах лексики и т.п.

В современной лингвистике существуют разные точки зрения на исследование цветовой лексики. Она рассматривается:

  1. с исторической точки зрения (см., например, работу Н.Б.Бахилиной «История цветообозначений в русском языке»).

В своей работе Н.Б.Бахилина попыталась рассмотреть историю цветовых обозначений в русском языке на протяжении очень большого исторического периода от эпохи первых памятников до конца 17 века.

Ее интересуют происхождение отдельных цветообозначений, их значение и употребление. Автор утверждает, что у слов, обозначающих цвет, различная судьба с семантической точки зрения: одни переживают изменения (например, развивают синонимические ряды, объединяются в какие-либо группы), а другие не изменяются, остаются изолированными.

Бахилина уделяет большое внимание определению значения слов-цветообозначений (например, название «красный») и отмечает тенденцию развития в истории слов, называющих цвет.

  1. с психолингвистической точки зрения (например, исследования Р.М.Фрумкиной семантических отношений в группе слов и словосочетаний, выражающих цветоощущения).

Автор ставит перед собой задачу изучить семантику цветообозначений в психолингвистическом аспекте, определяет дефиницию цветовых слов, пытается описать семантические отношения в группе слов-цветообозначений в русском языке, предлагает способы описания значения у этих слов. Она выясняет, что методы современной семантики не «работают» на всех пластах лексики, и пытается представить по данным своих наблюдений общую картину смысловых отношений между словами – ИЦ.

  1. с когнитивной точки зрения (см., например, работу А.Вежбицкой «Язык. Культура. Познание», раздел «Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия»).

А.Вежбицкая считает, «что цветовые концепты связаны с определенными «универсальными элементами человеческого опыта» и определяет их как день и ночь, солнце, огонь, растительность, небо и земля.

Она высказывает мысль о том, что «язык отражает концептуализации, а не «репрезентацию цвета в нервных клетках <…> где-то на пути от глаза к мозгу», а связь между представлением цвета в мозгу и языковым представлением о цвете определяет как опосредованную.

Исследовательница утверждает, что цветовое восприятие нельзя выразить словами, поэтому она предлагает включить в число таких моделей огонь, солнце, растительный мир и небо, а также она считает, что значения названий цвета представляют собой артефакты культуры, «несмотря на косвенные связи с человеческой нейрофизиологией» (с.285).

Таким образом, учение о словах, обозначающих цвет, остается до конца не разработанным. Поэтому цветовая лексика является активным объектом изучения в современной лингвистике.