logo search
2010-student-i-nauka-2

К истории становления жанра анекдота

В последнее время изучение анекдота в самых разных аспектах активизировалось, о чем свидетельствуют появляющиеся работы (см., н-р, Шмелев А.Д., Шмелева Т. «Русский анекдот», О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. «Анекдот и когнитивные операции рефреймирования: лингводидактические аспект», Е. Курганов, Н. Охотин. «Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века», Химик В.В. «Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры» и др.). Однако круг проблем, связанных с анекдотом, продолжает оставаться широким. На сегодняшний день нет единой установленной версии происхождения анекдота, поэтому можно говорить о следующих гипотезах:

  1. Греческое слово анекдот (άνεκδοτον) первоначально обозначало сочинение "неизданное", дотоле неизвестное публике.

  2. С течением времени анекдот стал обозначать "неупомянутый" прежними авторами, преимущественно историками. В понимании историка Прокопия - это всевозможные городские сплетни, слухи, толки.

  3. "Фацеция" (шутка, острота) - смешной устный рассказ эпохи Возрождения.

  4. В Россию этот устный жанр пришел в ХVII веке из Польши и назывался "жарт","шутка". Одной из форм распространения его была надпись под лубочной картинкой, изображающей нерасторопного крестьянина, неверную жену и т. п.

  5. В.И. Даль определял анекдот как "короткий по содержанию и сжатый по форме в изложении рассказ о замечательном и забавном случае; байка, баутка." Синонимами слова "анекдот" являются слова "прибаска","фальбо" (фабула- рассказ, басня).

  6. "Для привлечения бо́льшего внимания и интереса паствы священники порой использовали апокрифические тексты притчевого характера с остроумным решением в них".

  7. «Притчи» Руми развивали в читателях мистический взгляд на мир.

  8. В девятнадцатом веке анекдот вбирал в себя несколько другие черты. На примере анекдотов П. Вяземского можно сделать вывод, что он отстаивал в них право аристократии на уважение и особое положение в обществе. В Частной риторике Н.Ф.Кошанского отмечалось, что цель его (анекдота ) - объяснить характер, показать черту какой-нибудь добродетели (иногда порока), сообщить любопытный случай, происшествие, новость... Достоинство анекдотов именно в новости, в редкости, в важности информации.

  9. Позже анекдот из устного жанра перешёл в литературный . Характерным примером тому служит возникновение литературного анекдота в России в конце ХIХ – начале ХХ века. Во многих анекдотах устное начало переплетается с литературным. Так, например, можно найти в таких анекдотах выходцев из Крыловской басни.

  10. В двадцатом веке некоторые исследователи (А. Аарне, Н.П. Андреев, а также многие фольклористы-теоретики) зачастую отказываются видеть в анекдоте самостоятельный жанр и механически присоединяют анекдот к сказке в качестве её особой разновидности.

Таким образом, анекдот способен развиться из любого фольклорного, литературного жанра или, наоборот, трансформироваться в любой художественный жанр, в котором существенным элементом комического является игра слов или игра положений. Иными словами, анекдот способен использовать любую жанровую форму, оставаясь при этом анекдотом. Жанровую сущность анекдота обычно сводят к неожиданной остроумной концовке краткого повествования, то есть структурные признаки анекдота, составляющие его жанровое ядро, специфически связаны с композиционной кульминацией анекдота. Ещё не найден тот абсолютный признак, позволяющий безошибочно выделять анекдот из общего фонда юмористических рассказов. Очевидно, наиболее приемлемым мог бы стать тот признак, который бы опирался на поэтику анекдота, на специфическую для него форму сюжета.