logo search
2010-student-i-nauka-2

Свободный косвенный дискурс как одна из форм повествования

В теории повествовательной речи традиционно различаются два основных типа повествования:

- повествование от 1 лица: указывает на наличие персонифицированного повествователя, находящегося в том же повествовательном мире, что и другие персонажи;

- повествование от 3 лица: повествователь не принадлежит миру текста.

Для повествования от 1 лица важным признаком являются доминирующие формы речи. В том случае, если повествование ведется с преимущественным использованием устно-разговорных конструкций, то перед нами такая форма, как сказ. Другая разновидность повествования от 1 лица – письменно - книжное повествование. Внутри повествования от 3 лица по наличию/отсутствию актуализированного повествователя выделяют: субъективно-авторское повествование, в котором повествователь не принадлежит художественному миру, но эксплицитно выражен; объективно-авторское повествование, где повествователь не принадлежит художественному миру, при этом эксплицитно не выражен. При этом , независимо от типа повествования, в классическом нарративе достаточно четко противопоставлены два плана: план повествователя и план персонажа.

Однако литература XX века демонстрирует размывание четких границ между субъективными планами, что приводит к появлению новых, синкретичных повествовательных типов. Одним из них является свободный косвенный дискурс (СКД).

Истоки СКД, очевидно, лежат в несобственно-прямой речи , трактуемой обычно как результат взаимодействия речи автора и речи персонажа. Изучение этого приема имеет длительную историю и было начато еще в XIX веке (см. работы Козловского). Из современных исследователей наиболее полная характеристика признаков несобственно-прямой речи содержится в работах К.Л. Долинина.

В современной прозе несобственно-прямая речь приобретает самостоятельность и превращается в устойчивое средство передачи точки зрения центральных персонажей вне зависимости от их социального облика и характера речи. Крайней степенью взаимопроникновения точек зрения повествователя и персонажа и является такая повествовательная форма, которую Н.А. Кожевникова называет несобственно – авторское повествование, а Е.В.Падучева определяет как свободный косвенный дискурс. Несмотря на значительную распространенность этой формы повествования в литературе второй половины XX века, ее теоретическое осмысление только началось. Так, Е.В. Падучева, применяя идей коммуникативного подхода к художественной речи, характеризует СКД как форму, в которой повествователь частично уступает персонажу свое право на речевой акт. Возникает чисто литературная фигура – говорящий в 3 лице, невозможный в разговорном языке. По словам Падучевой субъект СКД – это функционально первое лицо, и для определения текста как СКД, достаточно убедиться в том, что, он при замене 3 лица на 1 лицо может быть представлен как прямая речь этого 1 лица. Именно рассмотрение соотношения этих форм повествования и будет являться целью нашего дальнейшего исследования.