logo
МАТЕРІАЛИ ІV Всеукраїнської науково-практичн

Бизнесмен как языковая личность и лингвокультурный типаж

В современной лингвистике актуальной задачей является изучение постоянно развивающихся явлений и понятий окружающего мира. Сюда можно отнести все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и экономическую сферу, которая играет необычайно важную роль, как для развития общества в целом, так и для личного самосовершенствования человека в качестве индивидуальной языковой личности.

Языковая личность – это обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций [4: 10]. Как представитель определенной социальной сферы, она может быть отождествлена с понятием ‘лингвокультурный типаж’, который представляет собой узнаваемый образ представителя определенной культуры, а совокупность таких образов составляет культуру того или иного общества [1: 8]. Таким образом, лингвокультурный типаж БИЗНЕСМЕН характеризуется социальным статусом, речевыми признаками, поведенческими и ценностными характеристиками.

Предпринимательская деятельность является основой рыночной экономики, и предприниматель, бизнесмен, представляет собой одну из ключевых социально значимых фигур в индустриальном обществе [1: 136].

Бизнесмен – это деловой человек, предприниматель, коммерсант, антрепренер; лицо, занимающееся собственным бизнесом – владелец, учредитель, имеющее свое дело, свой бизнес, необходимые средства в целях получения прибыли или иной выгоды. Предмет занятия бизнесмена – осуществление бизнес-операций [2: 10].

Businessman is a person concerned with commerce or trading [5: 132]. Существительное businessman (от busy), означает engaged in work or other occupation, having plenty to do; full of activity [5: 132].

Ведение бизнеса – дело непростое, требующее затрат времени, финансов и интеллекта. Для ведения бизнес-деятельности необходимо обладать определенным багажом знаний, которые должны охватывать не только сферу непосредственных интересов, например, знания о текущей политической и экономической ситуации в стране, минимальное представление о новостях культуры. Бизнесмен должен обладать навыками самопрезентации и, соответственно, презентации бизнеса. Необходимым является освоение вербальных и паравербальных приемов построения эффективных коммуникаций (‘активное слушание’, речевые навыки, работа с возражениями, правильное использование ‘языка тела’) [3].

В бизнес-среде внешность играет особую роль – ведь большинство бизнесменов принимает решение, основываясь не на расчетах, а на своих ощущениях. Возраст человека, начинающего предпринимательскую деятельность, не имеет принципиального значения. Однако если он обладает необходимыми знаниями и подготовкой, то более раннее начало дает ему большие возможности преуспеть [3].