logo
Лекции по общей теории перевода

Ключевые слова

класс, пропозиция, онтологический, прагматический, предикат, предицирование признака, транспонированная форма.

Класс обозначает (1) разряд, подразделение

– совокупность или множество однородных предметов, обладающих каким-либо определенным качеством, свойством, отношением.

Формирование мыслительных классов играет большую роль в познавательной деятельности человека. Акт познания фактически начинается со сравнения объектов, выделения определённых признаков этих объектов и их группировки согласно этим признакам. Так формируются классы предметов, внутри которых каждый предмет выступает как элемент класса (множества).

Учение о классах занимает большое место в логике, тем более что класс является базой для формирования понятия. В логике классы различаются:

по объёму – конечные и бесконечные,

по количеству входящих в них элементов – простые, сингулярные, или единичные, и пустые.

Классы формируются в сознании двояким образом:

дедуктивно – подразделением множества на подмножества, объединённые общим признаком;

индуктивно – путём объединения предметов, которые обладают общими признаками, их сведéния в класс.

Поскольку элементы класса объединяются на основании определённого признака, то всем элементам класса можно приписать одинаковые свойства. Отсюда можно сделать и обратный вывод: элементы, которым можно приписать одни те же свойства, образуют класс. Класс, следовательно, отождествляется с пропозициональной функцией. Именно пропозиция даёт классу содержательное определение.

Один и тот же предмет обладает многими свойствами, поэтому его можно относить к разным классам. В связи с этим возникает вопрос о том, на основании каких признаков следует проводить классификации. В логике различают естественные классы, выделяемые на основании существенных признаков, и искусственные (вспомогательные) классы / классификации, выводимые на основе несущественных, произвольно избранных признаков. Однако провести чёткую границу между существенными и несущественными признаками довольно непросто, поскольку сам признак выделяется в объекте в зависимости от практических потребностей субъекта, от его точки зрения, от его наблюдения. В логике различают безотносительно существенные и относительно существенные признаки понятия (а, значит, и класса предметов). Первые существенны для предметов независимо от того, в какой связи берётся предмет или с какой точки зрения он рассматривается; вторые обусловлены определёнными связями и отношениями. Кроме существенных признаков выделяются случайные, которые обусловлены внешними обстоятельствами.

Таким образом, признаки и свойства присущи предмету объективно, но их выделение, ‘обращение внимания’ Гак, 1987 на них зависит от субъекта, от его восприятия, его практических задач, etc. Но практика людей может быть коллективной, свойственной всему данному коллективу, и индивидуальной, связанной с конкретными субъектами, с конкретным временем и местом. Поэтому различают два типа логических классов:

Онтологические классы (ОК) отражают существенные независимые от конкретных субъектов признаки предметов. В них отражаются структурно-генетические связи между предметами. Что касается предметов внешнего мира, то сюда относятся таксономические классы, отображающие устройство мира вообще, независимо от отдельных воспринимающих субъектов, e.g.: ‘растения – животные – минералы’, etc. с дальнейшими иерархическими делениями внутри. По мере развития наук эти классы выделяются всё более чётко на основании всё более существенных признаков. В онтологических классах может быть представлено и отношение людей, но это целевое отношение носит не индивидуальный, но коллективный характер (e.g. деление животных на диких и домашних). В этом случае за основу деления берётся существенный относительный признак.

В сфере) артефактов онтологические классы определяются в основном целью их создания, e.g. выделяются классы ‘жилище’, ’транспорт’, ‘одежда’ ‘посуда’, etc. Но и артефакты в практической жизни могут быть использованы в порядке переноса функции вне своего назначения.

Прагматические классы (ПК) отражают группировки предметов в конкретных ситуациях, в зависимости от восприятия субъекта, от их поведения или использования в данный момент и в данном месте. Они образуются либо путём ограничения ОК (e.g. в данном случае речь идёт не о всех домашних животных, а об их части), или путём пересечения ОК, когда элементы разных классов объединяются на основании каких-либо иных, даже самых субъективных и случайных признаков, e.g. ‘дом’, ‘дерево’, ‘троллейбус’ относятся к различным онтологическим классам, но, если в конкретной ситуации кто-либо, взглянув в окно, скажет: “Я вижу улицу с домами и деревьями, по которой идёт троллейбус”, то эти три элемента образуют новый класс – “предметы, видимые данным человеком в данный момент’.

Таким образом, в онтологическом аспекте различаются понятия (классы) сравнимые и несравнимые; в прагматическом аспекте любые классы могут оказаться сравнимыми и выходить в более широкое множество.

Понятие класса, которое отражает родовидовые отношения (“быть”), существенно отличается от понятия целостности, отражающего отношения целого и части (иерархия “иметь”). В конкретных условиях, при перечислении ряда частей целого, реализуются одновременно оба типа отношений: отношение целое – часть между целым и совокупностью его частей и отношение род - вид между неназванным понятием (классом) “части целого” и отдельными частями.

Онтологические классы получают терминологическое определение, прагматические классы в тексте либо вообще не получают определение, либо получают определение, которое в логике именуется ‘неявным’. В отличие от онтологических классов, прагматические классы эфемерны – они возникают для данного случая и распадаются, когда данная конкретная ситуация уходит в прошлое. Если мысль, которая отражает признаки ОК, представляет собой понятие, то мысль, отражающая признаки прагматического класса, часто выступает как недостаточно оформленное и лингвистически не закреплённое своего рода “предпонятие” (иногда его называют концептом). Таким образом, в прагматических классах стираются, или нейтрализуются, некоторые черты, которые логики выводят для научно определяемых онтологических классов.

Соотношение О-и П- классов в известной мере аналогично соотношению языка и речи, системного и контекстуального значения лексических единиц. При переходе от онтологических классов к прагматическим классам имеет место актуализация ОК: при этом они могут сохранять свой объём или сужать его или образовывать новые, уже только прагматические классы путем перечисления и перераспределения своих элементов.

Формирование прагматических классов – это постоянное проявление мышления в действии, оно отражается в актах речи. Изучение этого явления в текстах представляет интерес как в философском, так и в лингвистическом отношении.

В философском – наглядно прослеживается процесс выделения признаков, объединение предметов по этим признакам, формирование класса и, наконец, отражение его в виде понятия.

В лингвистическом аспекте заслуживает внимания выявление языковых средств обозначения формирующихся классов, их соотношения с элементами, их обозначения. Это тем более важно, что эти средства нередко относятся к разным участкам языковой системы, и новая точка зрения побуждает группировать известные языковые факты под новым – уже функциональным – углом зрения.

Рассмотрим три проблемы, связанные с формированием прагматических классов:

1 – способы организации класса,

2 – средства выражения включения элемента в класс,

3 – способы обозначения класса.

Можно выделить 4 основных способа формирования класса предметов в тексте:

1) деление целого (множества) на классы (подмножества);

2) перечисление элементов, образующих класс;

3) характер предикатов, обозначающих свойства

предметов;

4) обобщающие слова.

Характерными способами организации класса в тексте являются однородные члены (с союзами и без них), семантика предикатов, обобщающие слова, в ряде случаев – общая структура текста.

Противопоставление элементов внутри множества, лежащее в основе разбиения его на классы, обычно выражается противопоставительными союзами (а, но, тогда как и др.). При этом отмечаются два варианта:

обобщённое описание класса с помощью определённых предметов или обобщённое описание класса путём перечисления входящих в него элементов.

Разбиение на классы может производиться путём перечисления элементов, входящих в данный класс. Распределение на подклассы, отличительные признаки которых выражаются в предметах. Подобное разбиение встречается чаще.

Внутренняя организация классов в тексте может быть самой различной. Прежде всего различаются классы:

Бесконечный характер класса обозначается специальными индикаторами: и т.д., и др., например, etc. Эти индикаторы более характерны для научного стиля и в художественной речи употребляются довольно редко, так как она часто не нуждается в большой точности и при описании предпочитает прибегать к примерам. В художественной речи часто имеет место нейтрализация способов выражения конечности и бесконечности класса, “непрозрачность” текста в этом отношении; только обращение к описываемой действительности может помочь уточнить характер класса. Незаконченность класса может обозначаться графически – многоточием.

Анализ материала разных языков позволяет выдвинуть предположение, что бессоюзное перечисление ориентировано на выражение бесконечного класса, а союзное – на выражение конечного класса. Но в тексте это соответствие часто нарушается. Прагматический класс потому и является прагматическим, что его состав зависит от конкретной ситуации, которая может быть неполно отражена в художественном тексте, так что некоторые аспекты ситуации считаются “за кадром”. Для художественного текста важна не полнота описания, а отдельные штрихи, обозначение наиболее представительных элементов класса, который может иметь сам по себе неопределённые границы. Союз и обозначает окончание перечисления, но почему окончилось перечисление (исчерпывается класс / исчерпываются примеры элементов) – вне ситуации, вне контекста остаётся неясным. В двух случаях этот союз часто используется для выражения бесконечности класса предметов:

1 – при употреблении при каждом члене класса. Синтаксическое средство здесь дублируется лексическим: указываются крайние элементы класса ( от мужиков до т.сов.), сам же класс, естественно, не исчерпывается тремя указанными элементами.

2 – попарное соединение союзом и элементов класса; эти элементы выбираются как бы наугад.

В качестве индикатора незавершённости перечня элементов может выступать обобщающее слово; говорящий прекращает перечень видовых понятий и использует родовое, охватывающее все упомянутые видовые и др., входящие в тот же класс.

Прагматический класс, как уже отмечалось, определяется не столько наименованием, сколько общностью предикативного признака, который приписан разным его элементам. В приведённых примерах обозначения элементов выступали в синтаксической функции однородных подлежащих. Но одинаковые предикаты могут конституировать в ПК не только субъекты, но и объекты действия.

Класс может охватывать предметы, которым прилагаются разные предикаты, но которые объединяются предикатом более высокого порядка; он может не быть выражен в тексте.

Над прагматическими классами, также как и над онтологическими, могут совершаться действия сложения, перечисления и др.

Что касается способов включения элементов в класс, то в этом отношении ПК также проявляют специфику по сравнению с ОК. В высказываниях, которые отражают онтологические классификации, включение представлено структурой с глаголом-связкой быть и его аналогами. Кроме того каждый язык обладает, помимо связи, широким спектром средств, указывающих на включения (e.g.: входить в состав), принадлежности и отношения, предложные конструкции (один из …, среди …) и др. Включение может быть ‘перевёрнутым’, вначале указывается класс, затем в качестве примера называются элементы. Контекстуальное включение в ПК может, естественно, осуществляться с помощью тех же средств. Но спецификой ПК в этом плане является то, что, поскольку часто в контексте такой класс не называется, а только характеризуется через предикаты, то включение в него осуществляется путём соотнесённости с высказыванием, которое характеризует данный класс. При этом включаемый элемент может быть соотнесён либо с одним из аргументов высказывания (Sj / Obj), либо с его предикатом. Индикаторами включения используются слова, выражающие идентичность, комитативность, подобие.

Наименование класса может отсутствовать в тексте и устанавливаться только благодаря контексту и ситуации.

Нередко классу даётся косвенное, неявное определение. Поскольку элементы класса обозначаются через предикаты, то и их общий знаменатель – родовое понятие – также может быть выражено путём предицирования более общего признака. Обобщающий предикат может быть представлен в отдельном высказывании, которое может располагаться до или после перечисления элементов класса.

Если элементы класса обычно обозначаются Ns, то общее обозначение ПК нередко принимает транспонированную форму.

Особенность ПК в плане содержания – частое объединение в них элементов онтологически отдалённых или даже несовместимых классов; их эфемерность, частое образование их на основе восприятия, чувств, действий конкретного лица в конкретной ситуации. В плане выражения для них характерно косвенное (метонимическое, транспонированное) обозначение класса в целом и выделение элементов класса на основе пропозиции.

Изучение ПК представляет интерес для анализа семантической и формальной структуры текста.