logo
для диплома

Аксиологический подход в обучении иностранному языку делового общения

В каждом из компонентов аксиологического потенциала личности присутствует аксиологический аспект. Аксиологический аспект функционирует в виде знаний, ценностных ориентаций, умений и навыков личности. Знания, в свою очередь, служат основой для формирования и развития ценностных ориентаций, умений и навыков личности. В условиях обучения иностранному языку делового общения – это, прежде всего, знания о ценностях культуры делового общения. Студент не может усваивать совокупность знаний о добре, зле, человеческих поступках, идеале как ряд слагаемых, как информацию, теоремы или научные законы (а+в+с). Знания о ценностях культуры делового общения всегда предполагают наличие отношения к ним студента. Сумма такого рода знаний синтезируется с определённым знаком – положительным или отрицательным (+а) + (-в) + (+с)… (по З.И. Васильевой). Этот сущностный момент сказывается не только на характере усвоения знаний, но и на развитии аксиологического потенциала личности студента в целом, в связи с чем изменяется основная функция образовательного процесса в вузе. Преподаватель не только излагает знания, а посредством их учит студента мыслить и находить ответы на поставленные вопросы, опираясь на уже известные знания и добытые новые. Знания, наделённые личностным смыслом, становятся для студента ценностно-значимыми. Слияние знаний с эмоциями и чувствами образует ценностные ориентации, требующие соответствующего образа жизни, стиля поведения в обществе. Оценивая уровень знаний, умений студента, педагог передаёт ему критерии оценок объектов окружающего мира, обучая студента мыслить аксиологическими категориями.

Поскольку в структуре сознания аксиологический аспект занимает фундаментальное значение, он ориентирует личность на избирательность действий, поведения, формирует самосознание. Учитывая значимость аксиологического аспекта сознания, необходимо изучение ценностных отношений личности. В ряде исследований (М.И. Бобнева, В.Ю. Бойко, Г.А. Мелекесов) такое изучение является принципиально важным, т.к. позволяет понять суть формирования и функционирования ценностных ориентаций социальных групп.

Пономаренко Е.В.

Финансовая академия при Правительстве РФ