logo
для диплома

Рудн Современные тенденции в обучении иностранному языку делового и профессионального общения в неязыковом Вузе

Сегодня преподаватели иностранных языков неязыковых вузов осуществляют переход к новой парадигме высшего образования, направленной на подготовку специалистов в соответствии с европейскими образовательными стандартами.

Особенно остро ощущается проблема подготовки специалистов именно в неязыковых вузах, поскольку социальные изменения в обществе привели к качественной реорганизации высшего образования Российской Федерации. Социум предъявляет новые требования к специалистам.

Основные понятия новой парадигмы образования - творчество, культура, коммуникация, толерантность, интерактивность и автономность обучения.

Все направления новой парадигмы высшего образования непосредственно связаны с иностранными языками. Традиционно обучение иностранному языку в неязыковом вузе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, изучение научного стиля по профилю вуза. В настоящее время потребность развития языковой составляющей вузовского образования, формируемая в условиях глобализации с точки зрения устной и письменной коммуникации, лингвокультурных аспектов постоянно растет.

Языковое образование должно носить непрерывный, открытый и перспективный характер. Образование такого типа представляет собой не только процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков, но и отражает изменения в профессиональной деятельности специалиста.

Проблема непрерывности языкового образования связана, главным образом, с преемственностью всех этапов и ступеней обучения иностранным языкам.

Основной задачей неязыкового вуза является – эффективное внедрение результатов передовых научных школ в практику преподавания с целью обучения студентов иностранному языку, следовательно, преподаватели российских неязыковых вузов должны работать над формированием деловой и профессионально-коммуникативной компетенции у студентов.

Большое внимание нужно уделять практике ведения научной дискуссии и овладению навыками написания и представления докладов по различным специальным тематикам, что должно способствовать развитию у студентов склонности к самостоятельному поиску языкового материала и проведению самостоятельной научной работы, опираясь на ранее приобретенные навыки.

Необходимо в полной мере учитывать процесс модернизации образовательного процесса, внедрение новых информационных технологий при формировании профессиональных навыков и умений.

Составители программ по иностранным языкам неязыковых ВУЗов должны учитывать не только профессиональные потребности будущих специалистов, но и социальные сферы практического использования иностранного языка, а также проблему обучения студентов письменному профессионально-деловому общению с учетом вхождения в профессиональную деятельность.

Большой проблемой для российских неязыковых вузов является отсутствие специально подготовленных преподавателей иностранных языков по всем аспектам иностранного языка делового и профессионального общения. Обучение преподавателей лингвистов специализированными вузами должно быть ориентировано не только на работу в школе или языковом вузе, но и учитывать язык делового и профессионального общения, принимая во внимание тот факт, что обучение филологов этим аспектам отличается от подготовки специалистов в неязыковых вузах.

Михеева Л.П., Ермоленко Т.А.

НГМА