logo
для диплома

Культура владения иностранными языками как одна из тенденций профессионально - ориентированного обучения

Общественно - исторические изменения в жизни России и во всем мире определили новую цель обучения иностранному языку - овладение языком как средством межличностного и межкультурного общения, как одним из способов самореализации и социальной адаптации. Исторический контекст современности, характеризующийся глобализацией экономики, интегративными процессами в Европе, социально политическими реформами и интенсификацией межкультурных контактов на всех уровнях, выдвигает социальный запрос на подготовку специалистов в области иностранных языков, соответствующих европейским требованиям, что нашло в частности, отражение в присоединении России к Болонской конвенции.

Для современного специалиста иностранный язык является не только средством международного общения и экономической деятельности, но и действующим фактором профессионально - личностного развития, саморазвития, профессионально творческой реализации.

Очевидно, что хорошее владение иностранным языком еще не является гарантией успешной и эффективной коммуникации с иноязычными партнерами. В этой связи, на наш взгляд, необходимо говорить не просто о владении тем или иным иностранным языком, а о совершенно новом понятии - так называемой «культуре владения иностранными языками». Этот термин включает в себя, по нашему мнению, несколько составляющих, а именно, профессиональную, социальную и межкультурную компетентность.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, релевантных для соответствующей профессиональной сферы. В структуре подготовки специалистов в области иностранных языков - это языковая, речевая и культурная компетенция, что предполагает знание грамматической системы и словаря, а также владение навыками иноязычной речевой деятельности. Необходимо отметить, что межкультурный контекст должен включать не только чужую культуру, но и значимые для межкультурного взаимодействия компоненты родной культуры. Создаваемое таким образом интеркультурное пространство способствует формированию более объемных картин мира и умению воспринимать и интерпретировать ситуацию с позиций целевой и родной культуры. Социальная компетентность включает в себя способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, контактность. Речь идет о развитии познавательных, психологических и поведенческих способностей, которые должны обеспечить эффективное и взаимовыгодное взаимодействие с представителями другой культуры, основанное на ее знании (причем, не только абстрактном страноведческом знании, но знаниях, релевантных для межкультурного общения). Межкультурная компетентность - это знание когнитивных и коммуникативных стилей представителей других лингвокультурных сообществ, развитие способности адаптации к чужой культуре, формирование готовности к переменам, способности признавать альтернативные ценности модели поведения. Важными качествами с позиции межкультурной коммуникации является толерантность, эмпатия, умение откладывать этноцентическую оценку поведения партнеров по коммуникации.

Блудова Т.П.

Иркутский государственный университет

путей сообщения