logo
для диплома

Интернациональные и специфические особенности русской письменной деловой речи и современные тенденции их развития

Главная интернациональная черта письменной деловой речи – быть средством документирования (юридической записи) официальной информации. Итог документирования – создание документа. Правила документирования устанавливаются правовыми актами каждого государства. Юридическое значение документа подтверждается комплексом реквизитов (наименования автора, адресата, подпись, дата, номер и т.д.). Ср.: ГОСТом России предусмотрено 30 реквизитов, по международным стандартам – 16 реквизитов. Назовем основные требования, предъявляемые к документам: достоверность (объективность), актуальность (своевременность), аргументированность (убедительность), точность (недвусмысленность), употребление языковых моделей (стандартных оборотов речи), соблюдение этических норм и делового этикета.

Назовем специфические особенности русской письменной деловой речи. 1. Строгая функциональность, или телеграфный стиль (отсутствие цитат). Ср.: в американских деловых письмах, как в рекламе, частотны цитаты из Библии, стихи, меткие выражения. 2. Для ведомственной русской письменной речи характерно «мы-обращение» (мы сообщаем), даже когда письмо подписывается одним должностным лицом (автор рассматривается как представитель всей организации в целом). Ср.: в западной и американской школах делового письма представлены как «мы-обращение», так и «я-обращение», причем рекомендуется чаще использовать местоимение я, чтобы чувствовалась личная ответственность автора письма. 3. Формулы речевого этикета (приветствие, прощание) в русских деловых письмах отсутствуют. Ср.: для западной и американской деловой переписки обращение и заключение являются обязательными элементами письма. Это формулы вежливости. 4. По стандартам русского делового письма экспрессивная лексика недопустима, проявление любезности в целом не характерно. Ср.: в западной и американской школах делового письма формулы почтения, любезности и сердечности являются общепринятыми и обязательными. 5. Русское письмо отличается строгой стандартностью изложения, отсутствием личностного начала пишущего. В западной школе эталоном делового письма считается нестандартность, проявление индивидуальности автора, что достигается включением в деловую речь элементов разговорного стиля.

Как видно, неизменяемыми требованиями к оформлению деловых бумаг остаются интернациональные. Однако стандарт оформления деловых писем русской школы отличается от стандарта международного образца.

В последнее десятилетие, в связи с развитием новых экономических отношений России с Западом, возникла необходимость соответствия отечественного письма мировым стандартам. А.А. Введенская, Л.Г. Павлова («Русский язык и культура речи». – М., 2005.С.383) определяют современные тенденции в практике русского делопроизводства: 1. Сближение с мировой практикой делового общения через пополнение иноязычной терминологией, применение этикетных формул прощания и приветствия, применения двухкомпонентной модели именования официального лица (имя и фамилия: Михаил Фрадков) в отличии от исконно русской трехкомпонентной модели (имя, отчество, фамилия,). Отметим, что в устном деловом общении возможна двухкомпонентная модель, но в служебной переписке – недопустима. 2. Либерализация языка и стиля и усиление личностного начала в деловом письме. В современных посланиях проявляются личностные штрихи (Храни вас Бог и др.), которые способствуют развитию дружеских отношений и тем самым делают корреспонденцию более действенной. 3. Развитие новых направлений делового общения (реклама в деловой речи), появление новых документов (рекомендательные письма, резюме и др.)

Так русское официально-деловое письмо в некоторых чертах приобретает свойства мирового стандарта и в то же время сохраняет свою национальную самобытность.

Профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в современных условиях

Адинцова А.И.

Белорусский государственный экономический университет