logo
для диплома

Обучение профессиональному общению на иностранном языке

В настоящее время умение общаться на иностранном языке может

обеспечить успех в профессиональной деятельности многих специалистов.

Поэтому обучение иноязычному профессиональному общению студентов

технических вузов становится важным этапом в подготовке современных

специалистов. На наш взгляд, деловая игра, моделирующая различные аспекты профессиональной деятельности в учебном процессе, обеспечивает условия комплексного использования профессиональных знаний студентов и совершенствования их иноязычной речи.

Известно, что игровая деятельность предполагает использование обобщенной модели обучения профессионально-ориентированной устной речи и включает поэтапное речевое взаимодействие 1) студент - студент, 2) студент- преподаватель, 3) студент — учебный материал, 4) студент - студент (на более высоком уровне). Все этапы включают отработку элементов языкового материала в речевых упражнениях. На начальном этапе обучения, конечно, преобладают упражнения первого типа, а также речевые упражнения, обучающие подготовленной речи студентов. При этом самыми эффективными из них являются ситуативно-обусловленные диалоги и дискуссии. В качестве примера хотелось бы предложить ситуации, которые используются на занятиях студентов Новочеркасском государственной мелиоративной академии.

Ситуация 1

You're а journalist and interested in the problems of water consumption.

Interview some реор1е and ask them about domestic and industrial use of water.

Ситуация 2

You' re а researcher who deals with water pollution problems. Мakе а survey

and find out the causes of' water contamination in your locality. Enumerate them.

Несомненно, что ролевые ситуации способствуют формированию более прочных умений и навыков устной речи. Но успешность подготовленного ролевого общения требует хорошей языковой подготовки и знаний предмета профессиональной деятельности студентов. Поэтому ролевые (или деловые игры проводятся, как правило, на заключительных занятиях над темой. Необходимым условием их эффективности мы считаем участие самих студентов в написании сценариев. Обычно они ответственно относятся к своей роли, показывая хорошие интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. С помощью студентов нами были подготовлены и проведены такие ролевые игры как: презентация компании, на производственном собрании, телеинтервью, ярмарка, телемост и научная конференция. Две из них впоследствии были включены в учебные пособие «Человек и вода» (с грифом УМО по лингвистическому образованию).

Совместная деятельность преподавателя и студентов также была реализована нами в учебном проекте «Промышленность и экология». Он проводился поэтапно в течение семестра и был нацелен на активизацию процесса обучения иностранному языку и совершенствование умений и навыков профессионального общения, поиск и сопоставление информации потребовали активной внеаудиторной деятельности студентов в виде интервью с работниками производственных предприятий, изучение фотографий, рисунков, докладов, исследовательскую работу на местности и работу в библиотеке.

Тренировка языковых умений и навыков осуществлялась на оригинальном (материале по проблемам окружающей среды. Было прочитано большое количество текстов, подготовлены сообщения на темы «Man and the Biosphere», “Polluted Land and Water Recourses”.Обсуждение и обмен информацией стимулировали познавательную и творческую деятельность студентов. Конечный продукт был продемонстрирован в

виде TV Таlk Show, где были подведены итоги работы. Высокая оценка, данная студентами и коллегами по кафедре, подтвердили эффективность использования учебных игр и проектов при обучении профессиональному обобщению на иностранном языке.

Никитина О. С.

МГТУ

им. Н.Э. Баумана