logo
для диплома

О структуре содержания обучения деловому общению студентов-нефилологов

       Практика подготовки специалистов различного профиля по иностранному языку убеждает в необходимости перехода от единообразного, стандартизированного образования к многообразию форм, дифференциации и индивидуализации обучения.         Основой для определения содержания обучения и основных тенденций в сфере профессионального общения на иностранном языке специалистов-нефилологов являются изучение их коммуникативных потребностей, выделение и описание коммуникативно значимых тем и ситуаций профессионального общения, анализ учебного процесса и существующих учебно-методических материалов для названного контингента учащихся.          К проблемам теории и практики, требующим более глубокого исследования, относят такие вопросы, как отбор лексики и грамматики и их дифференциация в зависимости от коммуникативных целей обучения; упорядочение наиболее профессионально значимых тем и ситуаций общения; создание эффективной системы деловых игр; разработка системы контроля уровня сфор-мированности основных видов компетенций.          Структура содержания обучения деловому общению студентов-нефилологов сложна и имеет многоуровневый харак-тер. Если государственные образовательные стандарты для студентов-филологов и лингвистов исходят из того, что выпускник владеет системой изучаемого иностранного языка и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, то студент-нефилолог практически владеет системой изучаемого иностранного языка применительно к сферам обиходно-бытовой и профессиональной коммуникации, понимает особенности межличностной (официальной и неофициальной) коммуникации.          Таким образом, при последовательной реализации дифференциро-ванного подхода к обучению деловой речи студентов-нефилологов потребности в деловом общении при профес-сиональной коммуникации будут различными у студентов-экономистов, юристов, специализирующихся в области гражданского права, финансистов, специалистов в области управления, так как деловая среда является их основной профессиональной сферой. Для студентов этой группы понятия деловой и профессиональной речи сближаются: первая органически включается во вторую, образуя ее ядро, которое дополняют научные экономические и юридические тексты, а также тексты официально-делового стиля во всем их многообразии.         Пути и способы реализации дифференцированного подхода к обучению деловому общению на иностранном языке зависят от многих факторов и, прежде всего, от того, что понимается сегодня под "деловым общением". Зачастую это понятие подменяется близким ему, но не равным объему по-нятием "профессиональное общение" в экономической сфере. Понятие "деловое общения" полифункционально, так как в основе данной сферы общения лежит не только официально-деловой стиль и его документальные жанры, но и элементы профессионального языка, публицистики, разговорной речи. Из этого следует, что коммуникативное содержание курса должно адекватно представлять стилистическое многообразие текстов данного вида дискурса.

Лобачева Л. Л.

НОУ «Авторская школа Шехтера»