logo
для диплома

Организация процесса формирования социокультурной компетентности на основе изучения логоэпистем

Под логоэпистемой понимается языковое выражение закрепленного общественной культурной памятью следа отражения действительности в сознании носителей языка в результате постижения ими духовных ценностей отечественной и мировой культур (терминология В.Г. Костомарова, Н.Д. Бурвиковой).

Логоэпистемы (логос греч. – слово, эпистеме греч. знание, т.е знания, хранимые в языковых единицах) представляют собой информацион-языковой кладезь знаний о культуре страны изучаемого языка. Под термином «культура» мы понимаем плоды умственной, творческой деятельности отдельного народа в общественном отношении, форму его социального бытия и образ его мышления.

В соответствии с вышеперечисленными компонентами понятия «культура» логоэпистемы могут быть классифицированы на следующие группы:

Естественно данная классификация не может претендовать на статус всеобъемлющей, поскольку на сегодняшний день существуют, по меньшей мере, 500 дефиниций термина «культура». Тем не менее, разработанная нами классификация охватывает наиболее типичные тематические разделы, с которыми обучающийся знакомится в процессе изучения иностранного языка: Известные деятели. Литература. Праздники. Еда. Характер.

Знакомство с этими тематическими разделами посредством изучения логоэпистем происходит в рамках интегрированного спецкурса «Логоэпистемологический подход к формированию социокультурной компетентности международно-ориентированной личности». Отбор логоэпистем, рассматриваемых в рамках данного спецкурса, осуществлялся совместно с немецким коллегой Вольфрамом Хау, работающим на кафедре лингвистики, теории и практики перевода СибГТУ г. Красноярска, с учетом частоты их использования в наиболее вероятных моделях межкультурной коммуникации.

Изучение логоэпистем в рамках стандартных тематических разделов, являясь по своей сути занятием неординарным и увлекательным, обеспечивает: во-первых, успешное запоминание логоэпистемами, чье «оживление, приведение в согласие, в симфонию», по мнению В.Г. Костомарова, Н.Д. Бурвиковой, - «высшее мастерство беллетриста, политика, вообще интересного собеседника»; во-вторых, овладение содержанием традиционных тем; в-третьих, формирование социокультурной компетентности.

Миронова Т. В.

РУДН