logo
для диплома

Интерактивный метод как средство формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза

В связи с  глобализацией и возрастающей интернационализацией образования усиливаются мотивы к изучению иностранных языков. Конечная цель изучения иностранного языка   это необходимая современному специалисту иноязычная компетенция. Особенности подготовки будущих специалистов управленческого профиля детерминированы потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от управленцев постоянного приращения знаний. Это обусловливает интерес исследователей к  системе эффективных методов преподавания, а также особое внимание к возможностям раскрытия личностного потенциала обучающихся. Мы считаем, что в процессе обучения иностранному языку в русле интерактивного метода в результате разноплановых взаимодействий как в рамках ролевых аудиторных занятий в группе, так и с применением в качестве  значимого другого  многовариантной компьютерной среды, можно создать оптимальные условия формирования иноязычной компетенции. Формирование иноязычной компетенции в таком ключе будет проводиться комплексно, с учетом всех необходимых на современном посткоммуникативном этапе аспектов, то есть в приближенных к ситуациям профессионального общения разнообразных системах взаимодействий и с акцентом на социокультурную составляющую. Разнообразие взаимодействий обеспечивает всестороннее развитие, то есть становление иноязычной компетенции и развитие личности как в плане мотивации к изучению английского языка, так и в плане формирования различных качеств (сосредоточенность, самостоятельность, быстрота реакции, способность к кооперации и конкуренции, умение формулировать мысль, умение активно слушать и воспринимать ход мыслей другого человека, ответственность, умение анализировать, делать выводы). Приблизить учебный процесс к условиям естественной иноязычной ситуации можно, внедряя разнообразные возможности интерактивного обучения: аутентичную речь и язык, что подразумевает интеракцию с носителями языка, возможную в форме email-проектов либо в условиях Интернет-проектов; ролевые игры; тренинги; тестирование с помощью компьютера; мультимедийные учебные пособия. Процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: переживание обучающимися конкретного опыта, осмысление полученного опыта, обобщение (рефлексию), применение полученных навыков на практике. Пространство ролевых игр, тренинга и компьютерных занятий является оптимальным в русле интерактивного метода преподавания иностранного языка. Ролевые игры и тренинг представляют собой сложно организованную деятельность, включающую интерактивную функцию, то есть возможность создавать на основе индивидуальных вкладов каждого участника динамику развития предмета (переход от старых знаний к созданию новых). Интерактивное обучение на данном этапе развития педагогической мысли является эффективным средством оптимизации учебной деятельности. Интерактивное обучение развивается в русле информатизации обучения, так как одним из его аспектов является использование возможностей компьютерной лингводидактики. Интерактивное обучение развивается в русле личностно-ориентированного обучения, так как дает уникальные возможности не только по формированию иноязычной компетенции, но и по развитию личностных качеств и формированию социального  я.

Черепивская И. К.

РГГУ